Сибирские огни, 1946, № 3

Помогая развитию литературы в Сиби­ ри, Горький мечтал о том, что сибирские писатели внесут в общее русло русской литературы нечто свое, оригинальное, но­ вое, окажут влияние на общероссийскую литературу. Он считал, что сибирские те ­ мы, в частности, внесут в литературу но­ вую струю, освежат ее. «Сибирские темы, только не берите их слишком уж узко, — писал Горький в 1903 г., — это богатей­ ший источник, он может освежить нашу литературу, а тут затхлостью попахи­ вает». Спустя девять лет, в 1912 г., Алексей Максимович снова повторяет эту мысль: «Я придаю большое значение сибирской литературной мобилизации — и она важ ­ на не только сама по себе, но и как тол­ чок для всея Руси». Под знаком сибирской литературной мо­ билизации шли все связи Горького с Си­ бирью, его переписка с сибирскими писа­ телями, его организаторская, педагогиче­ ская и издательская деятельность. Особенно активная деятельность Горь­ кого по развитию литературы в Сибири, особенно оживленная его переписка с си­ бирскими писателями приходятся на 1912 — 1913 года, период подъема новой рево­ люционной волны после многих глухих мрачных лет реакции. Горький в этот пе­ риод стремился объединить все силы, про­ тивостоящие реакции, собрать все моло­ дые литературные дарования против реак­ ционной литературы. 2 По письмам и рукописям Горький знал почти всех писателей, работавших в Сиби­ ри, знакомился с их книгами, давал сове­ ты, читал и правил их рукописи. Он не ждал, когда тот или иной начинающий си­ бирский писатель пришлет ему свою ру­ копись. Он умел своевременно заметить мо­ лодого литератора по первым его литера­ турным опытам, завязать с ним переписку, сообщить ему «известную долю своего опыта». «Не знаете ли вы сибиряка Н. Матвеева, автора рассказа «Мельник» в «Современ­ ном мире»? — запрашивает Горький Гре­ бенщикова. «Если вы знакомы с Иосифом Ивановым, — пишет он Анучину, — спро­ сите, нет ли у него каких-либо «сибир­ ских» стихов? Если есть, пусть пришлет мне». Горький регулярно переписывался с большой группой сибирских дореволюцион­ ных писателей. Одиннадцать лет (с 1903 по 1914 год) продолжалась его переписка с Анучиным. Длительный период он перепи­ сывался с Тачаловым. В 1912— 1915 гг. ча­ сто получал письма от Алексея Максимо­ вича Гребенщиков. Пять — шесть писем Горького получил сибирский поэт Кашин- цев. Получали письма от Горького Вяч. Шишков, Вс. Иванов. Писал Алексей Мак­ симович, вероятно, и Матвееву, Иосифу Иванову, Семенову. Получали письма от Горького томские художники Щеглов и Прохоров, занимавшиеся разработкой си­ бирского орнамента в прикладном искус­ стве. Горький горячо поддержал их «пре­ красное начинание». Письма великого писателя в Сибирь нес­ ли товарищеские советы, слова бодрости, поддержки. «Ваши несколько строк,—писал Горькому один из сибирских писателей, —• независимо от того, ласковы они или су­ ровы, на целые недели ободряют меня, да думаю и всякого». Алексей Максимович помогал сибирским писателям правильно понять задачи литературы, помогал рабо­ тать, помогал расти. Он направлял их мысль и перо на революционный путь. Все его советы сибирским писателям проникну- тй революционными устремлениями. «Мы живем в дни чрезвычайно трудные, тре­ бующие настоятельно упорной, организац^ онной работы, — писал он в одном из пи­ сем в Сибирь. — Должны же мы, наконец, устроить плохие домашние дела наши, что­ бы свободно и сильно выйти на улицу, на праздник общечеловечьей веселой работы по устроению на земле жизни светлой, ра­ достной, свободной». Он горячо поддерживал «дух бунтарства» в стихах Кашинцева. «Зачем молчать» (за­ главие стихотворения Кашинцева. С. К-)— очень недурно и правильно — молчать не­ зачем. И, еще раз, приятно, что вы, Си­ бирь, хотите говорить. Кричи, ребята! Русь услышит, а Москве с Питером — оглох­ нуть бы!». Горький радовался рождению в Сибири каждого хорошего рассказа, каждой хоро­ шей книги, поздравлял автора с успехом, собирал иногда отзывы о новой книге, по­ сылал их в Сибирь с такими приписками: «Видите, как прекрасно изобразили вы ва­ шу каторжную Сибирь. Если вы напишите пять томов ученых исследований, то все- таки будет не то, что два—три хороших рассказа». Письма сибирским писателям пестрят та­ кими фразами: «Прочитал ваш рассказ «Уважили». Хорошо, сильно написанная вещь»; «Прочитал вашу детскую повесть «По горам и лесам». Прекрасно! Представ­ ляю, как будут зачитываться ребята»; «Очень рад сказать, что в новых вещах вы являетесь серьезнее и проще»; «Тайга» очень понравилась мне, и я поздравляю вас, — это крупная вещь». Иногда Горький рекомендовал тому или иному писателю тему для нового произве­ дения или советовал перейти от мелких рассказов к большим полотнам. «Наконец- то вы заговорили о романе. Мое мнение? Оно вам известно, — писал он Анучину.— Написать же роман, взяв фоном социально­ мессианские ожидания Азии, — это пре­ восходная мысль!». «О «Красноярской рес­ публике» вы обязаны написать и подроб­ нее, а тиснем за границей. Не забудьте!»— писал он тому же Анучину в 1908 г. Анучин не написал этой' книги, и Горь­ кий через четыре года, в 1912 г., снова пи­ шет: «Еще раз напоминаю, что вы взяли обязательство написать подробно о красно­ ярских событиях 1906—1907 гг.». В 1914 г. спрашивает Анучина: «Как подвигается все- азиатский роман?». Горький читал и правил рукописи почти всех сибирских писателей, пристально сле­ дил за их ростом. Начинающим литерато­ рам помогал найти свою тему, свой стиль,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2