Сибирские огни, 1946, № 3
намеченный разговор об областничестве, а я давно ждал его и, надо признаться, имел затаенную надежду распропагандировать Владимира Ильича. Стараний я приложил много, но по лицу собеседника увидел, что моя агитация не имеет никакого ус- неха. Тогда я решил взять напором. — Владимир Ильич, с вашими установ ками партия весьма считается, — окажите •пределенно ваше мнение. — Можно!.. Если сибирское областниче. ство не партия, а только демократический блок с лозунгом федеративного устрой ства России, то... jo «до Твери нам по пути». Горький в своих письмах рекомендовал сибирякам прислушиваться к Ленину. В 1912 г., отвечая на письмо Анучину о бу дущем Сибири, Алексей Максимович со ветует: «По этому вопросищу Влул (Вл. Ульянов — Ленин. — С. К.) будет вам писать детально, а вы к нему прислу шайтесь — это человек большого пла вания». Горький пропагандировал взгляды Ленина по вопросам Сибири, часто писал сибирякам и говорил с ними в личных бе седах по тем же вопросам, по которым писал и Ленин. Одним из таких вопросов было областничество. Сибирские областни ки-сепаратисты, как известно, пропаганди ровали отделение Сибири от России. Они добивались раарыва культурных связей русского населения в Сибири со всем рус ским народом в целом, проповедывали «селараггиач в живописи, в музыке, в те атре, литературе, в патриотизме, в матери альной культуре и в духовной жизни»1. Алексей Максимович глубоко отрица тельно относился к сепаратистским стрем лениям областников. «Сибирь самостоя тельно существовать не может, да и не к чему это», — говорил он в 1914 г. в бе седе с сибирским писателем Вяч. Шишко вым. Он выступал против культурническо го областничества. На запрос Анучина об «тношении к областникам, Горький отве тил, что нужно поддерживать не куль турническое, а революционное областниче ство. Горький пользовался каждым случаем, каждым поводом, чтобы ободрить сибиря ков, поддержать и укрепить в них ре волюционные стремления, натолкнуть на «большую работу». «Вы люди здоровые,— писал он в одном из писем в Сибирь, — будите же самих себя, да и вою Русь к здоровой деятельной жизни!» Алексей Максимович не ограничивался призывами. Он непосредственно сам вел большую работу по созданию «здоровой деятельной жизни» в краях и областях страны, в частности в Сибири. Традиционной политикой царского пра вительства была задержка культурного и хозяйственного развития окраин, превра щение их исключительно в источник сырья. «Царизм намеренно культивировал на окраинах патриархально-феодальный гнет для того, чтобы держать массы в рабстве и невежестве» (И. Сталин). 1 Н. Потанин. «Нужды Сибири», 1903 г. Горький боролся против этой варвар ской политики национального угнетения, бюрократической централизации, против насильственной задержки культурного раз вития областей и окраин, за развитие фе дерализма и областной самодеятельности, за развитие культурной жизни на окраи нах и в областях. Вступив в редакцию «Современника», Горький поставил перед журналом задачу «дать- возможную свободу, — как он пи сал в одном из писем М. Коцюбинскому, — идеям федерализма и широкой област ной самодеятельности». «С 1913 г. «Сов ременник» ставит своей целью, — сооб щал он Канделаки, — посильную разра ботку вопросов племенных и областных». Аналогичное письмо Алексей Максимо вич послал и в Сибирь: «Реорганизуемый группой литераторов журнал «Современ ник» ставит себе главною целью разработ ку и освещение культурных запросов пле мен, входящих в состав империи, а так же и запросов областей империи нашей...' Вы, конечно, сами прекрасно понимаете новизну и серьезность для русского об щества тех вопросов, которые хотелось бы поднять». Мобилизуя вокруг «Современника» лите ратурные силы, Горький устанавливает связи с сибирскими писателями, выявляет новые литературные силы в Сибири, про сит сибиряков присылать для журнала стихи, рассказы, статьи. В письме Анучи ну Алексей Максимович советует «сорга низовать товарищей-сибиряков, дабы они выработали статью на тему о культурных запросах, желаниях и чаяниях Сибири». В другом письме Горький просит дать для «Современника» статью («небольшую, ком пактную, которая ставила бы вопрос реб ром») на тему «крайне живую, всероссий ски интересную» — о росте экономиче ских противоречий между Азиатской и Европейской Россией»2. Огромное значение в развитии област ной самодеятельности имеет создание культурных центров в областях. Горький выступает организатором этой работй в Сибири. Он помогает развитию в Сибири художественной литературы, на которую он всегда 'смотрел, как на орудие повы шения общественной активности человека и духовного возрождения страны. Еще в 1909 г. Горький выдвигает перед сибирскими писателями грандиозную за дачу — создание большой литературы. «Сибири пора иметь не только новелли стов, но и писателей, работающих в круп ных масштабах,—пишет он в письме Ану чину, — у вас — сибиряков — от приро ды хорошие задатки, здоровая кровь... Ес ли Сибирь в науке дала Менделеева, а в живописи Сурикова, то почему бы ей не дать такую же величину в литературе? Я думаю, что наш будущий крупный рома нист будет из сибиряков». 2 Редактирование литературного отдела «Современника» Горький принял на себя осенью 1912 г., но в 1913 г. отказался от редактирования ввиду буржуазной плат формы редакции журнала.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2