Сибирские огни, 1946, № 3

А. М. Горький писал в 1908 г. в «Исто­ рии русской литературы»: «Русский народ... без помощи государ­ ства захватил и присоединил Москве ог­ ромную Сибирь, руками Ермака и понизо­ вой вольницы, беглой от бояр. Он, в лице Дежнева. Крашенинникова, Хабарова и массы других землепроходцев, открывал новые места, проливы — на свой счет и .за свой страх. Он ж е додумался на 53 года ранее Дениса Папина до изобретения •паровой воддаод’емной машины... Этим народом сделано много дела, у него есть большая история». Сибирь интересовала Горького огромной строительной деятельностью, которую про­ вел здесь русский народ, народ, который за каких-нибудь шестьдесят лет прошел по нехоженным путям дикую, неисследо­ ванную Сибирь от Урала до Тихого океа­ на и заложил здесь основы цивилизации. Сибирь привлекала великого писателя составом своего населения, «бунтарским духом», «хорошими задатками», «здоровой кровью». В первом же письме в Сибирь Горький писал: «Сибири пора выходить на широ­ кую дорогу. Крепостного права вы не знали, от царя жили далеко, страна про­ сторная и богатая, политическая ссылка вам не мало дала. Нут-ко, сибиряки, дви­ гайте вперед!» В 1903 г., получив информацию о вос­ стании в 1693 г. красноярских казаков, Алексей Максимович восхищенно писал: «Чертовски интересно. Выходит, что вы, сибиряки, опередили и стрельцов и Пуга­ чева — исконные бунтовщики!» «Какие у вас, сибиряков, бунтовские корневища длинные!» — восклицает он в другом письме. Особенно радовало Алексея Мак­ симовича вооруженное восстание красно­ ярских рабочих в 1905— 1906 гг., создав­ ших второй в стране Совет рабочих депу­ татов. «Я не равнодушен к безумству храбрых, — бросает он фразу в одном из писем, —• потому душевный вам привет!». В 1912 г. в письме В. И. Анучину Горь­ кий высказывает глубокую уверенность в вольнолюбивости народа Сибири: «Не бы­ вал я в Сибири, но много видел сибиря­ ков — это особый народ, — и я несокру­ шимо верю, что он может сделать боль­ шую работу». Эту же мысль он неоднократно выска­ зывал в личных беседах с сибиряками. В 1914 г. он говорил одному сибирскому пи­ сателю: «Вообще я склонен думать, что Сибирь еще себя покажет... Народ туда все шел живой, беспокойный: политиче­ ские ссыльные, беглые крестьяне и просто смелые, вольнолюбивые люди... Да и __кре- лостного права там не было. Хороший дух должен быть у Сибири. Крепкий, ядреный, смолистый, этакий вот, как у молодой сосны»1. 1 Эту же мысль высказывал В. И. Ленин в 1901 г., в статье «Крепостники за роботой»: «Как ни быстро растет народ­ ная нужда в Сибири, все же тамошний крестьянин несравнимо самостоятельнее «российского» и к работе из-под палки мало приучен». Месяц спустя, он говорил о Сибири в беседе с другим сибирским писателем: «А Хорошая страна. И народ в ней настоя­ щий, верный народ. Я многих сибиряков перевидел на своем веку». В течение многих лет Горький неослаб­ но интересовался общественной и куль­ турной жизнью Сибири. Почти все его письма в Сибирь неизменно пестрят зап­ росами сведений по истории Сибири, о противоречиях между Азиатской и Евро­ пейской Россией, о революционном движе­ нии. Он читал десятки книг по вопросам Сибири, с увлечением знакомился с сибир­ ским фольклором. Его глубоко интересо­ вали судьбы Сибири, пути ее развития. По вопросам Сибири Алексей Максимо­ вич много раз беседовал с В. И. Лениным, переписывался с ним. Из 23 писем Горь­ кого сибирскому литератору Анучину в пяти письмах говорится о Ленине. В. И. Анучин в течение десяти лет был корреспондентом Ленина и Горького. Вла­ димир Ильич, как сообщает Анучин в своей статье «Переписка с Владимиром Ильичей»1), «был ненасытным в отноше­ нии материалов и информации». Больше всего он запрашивал материалов и инфор­ маций о Сибири, или по вопросам, близко связанным с нею. Одним из таких воп­ росов был пресловутый лозунг «Азия для Азиатов», который Владимир Ильич счи­ тал чис-ейшей авантюрой. Много раз Вла­ димир Ильич писал в своих письмах по поводу того шума, который подняла в свое время американская и японская пе­ чать о «конце» европейской эры культуры и о наступлении тихоокеанской. Владимир Ильич относился к «тихоокеанской эре» юмористически. Запрашивал' Владимир Ильич сведения о «Сибирской конституции» — «Генеральном положении о Сибирских Соединенных Штатах», разработанном в 1857 г. певра- шевцем Спешневым. Писал в Сибирь об областниках, о будущем Сибири, об уча­ стии Сибтои в революции. В. И. Ленин сыграл, очевидно, немалую роль в укреплении интереса Горького к вопросам Сибири, Судя по письмам, Си­ бирь была предметом многих бесед между Лениным и Горьким: в 1908. 1909, 1912 гг. Так, 7 июня 1909 г. Алексей Максимович писал Анучину: «Между прочим, В. Ул. i ( i B. Ульянов — .В. Ланин) часто вспоминает «сибирского шамана» и о тех беседах, ко­ торые вы вели с ним во время прохожде­ ния в юдинскую библиотеку. Забавно вы­ ходит, как он в лицах изображает как вы, рыча октавой, завлекаете его в сибирскую веру». Речь в этом письме идет о следующем эпизоде, описанном Анучиным в очерке «Встреча ».2 «Всего мне доводилось ходить с Вла­ димиром Ильичем в библиотеку три раза (в период пребывания Ленина в Краснояр­ ске, 'на пути в Шушенскую ссылку. — С. К.). Однажды он, наконец, вспомнил ■) Самаркандская газета «Ленинский путь», № 18, за 21 января 1941 г. 2) «Литературный современник». № 1, 1940 г.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2