Сибирские огни, 1946, № 3
С. КОЖЕВНИКОВ ГОРЫШЙ И СИБИРЬ Деятельность А. М. Горького, как ху дожника, как критика и публициста, об щественного деятеля была исключительно многообразной и яркой. Он был не толь ко великим и первым мастером пролетар ской, социалистической литературы. Он был организатором новой литературы. Одной из характерных черт его была любовь к но вым силам из народа, идущим в литерату ру, помощь им в их писательском труде. На протяжении всей своей необыкновен ной жизни Горький неустанно, ежедневно работал по выявлению новых дарований, по направлению их творчества на путь служения интересам народа. С горьков ским трудолюбием он прочитывал тысячи рукописей и книг начинающих писателей. Достаточно сказать, что еще в 1906—1910 гг. им было прочитано свыше четырехсот рукописей «писателей из народа» — рабо чих, крестьян, сапожников, дворников, из возчиков, солдат, каторжан и т. д. Коли чество этих рукописей, проходящих через руки Горького, из года в год возрастало. «Мне приходится прочитывать не менее 40 рукописей в месяц и каждый день пи сать три, пять, семь писем», — сообщает он в 1912 г. П. Максимову. Для десятков и сотен людей, бравшихся за перо, не было более авторитетного писателя и кри тика, чем Горький. И они тянулись к Горькому, ждали от него помощи и сове та. И эту помощь они получали. Многие талантливые советские писатели обязаны своим появлением на свет, как писатели, Алексею Максимовичу, его вни мательной и чуткой поддержке. «Если со ставить список современных молодых пи сателей, так или иначе обязанных Горько му, — писал как-то М. Слонимский, — пришлось бы переименовать чуть ли не всех». Горький интересовался не только от дельными авторами, но и целыми литера турными коллективами. После Октябрь ской социалистической революции в г. Ива ново выросла целая группа советских пи сателей. Она печатала свои произведения в газете «Рабочий край», издавала неболь шие сборники, альманахи. Горький первый замечает работу этой группы и оказывает ей помощь. Он пишет дружеские письма Семеновскому, знакомится со стихами Се менова, Барковой, Дмитриева, Артамонова, Жижича, с рассказами Шошина. Не огра ничиваясь перепиской. Горький привлекает наиболее талантливых ивановских писате лей к сотрудничеству в журналах. Он под держивает связь с Ивановнами в период, своего пребывания в Италии, не упускает их из поля своего внимания после возвра щения из-за границы. На протяжении мно гих лет он делает все, чтобы обеспечить, молодым ивановским литераторам продви жение в большую литературу. В 1927 г. в «Правде» был опубликован; чрезвычайно интересный документ — запи ска В. И. Ленина библиотекарю Ш. Ма_ начурьянц. 28 января 1921 г., после бесе ды с Горьким о растущих пролетарских талантах в Иванове, Ленин написал биб лиотекарю: «Прошу достать (комплект) «Рабочий' край» в И в.-Возне сеяеке (Кружок настоя щих пролетарских поэтов). Хвалит Жйжин, Горький Артамонов ьеменовскии». Особенно длительной и широкой была- связь Горького с коллективом писателей- сибиряков. Из 44 лет своей литературной деятельности он свыше 30 лет вел пе реписку с сибирскими писателями, неодно кратно писал о литературе в Сибири в своих статьях, говорил о ней во многих своих речах и в беседах. Трудно ндзвать другой край,, которым- Горький так же горячо интересовался, как Сибирью. .Это неслучайно — Сибирь эта I «чудовищно богатая страна», как писал Горький, отделенная тысячами километров от «гнилых берегов Балтики», страна с своеобразной историей, с вольнолюбивыми настроениями, с многоплеменным составом населения, с «поражающим воображение» будущим, —.. она не могла не заинтересо вать великого писателя, не могла не при ковать к себе его внимания. Дореволюционные историки в своих тру дах почти не замечали Сибири. Под влия нием централистических стремлений цар ской власти, научно-историческая мысль разрабатывала, главным образом, историю- центральной России. И если «история Ма лороссии» или «литовско-русского госу дарства» еще изучалась хотя бы в экс курсах, то история огромной Сибири оставалась почти совершенно не разрабо танной. Историки, а вместе с ними и рус ские писатели не показали деятельности русского народа в Сибири. Упрекая русских писателей-классиков в том, что они просмотрели русский народ, как историческую строительную силу.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2