Сибирские огни, 1946, № 2

бот ах задача — «человек» стоит перед художником во весь рост и решается, на­ пример, в портрете «Снайпера Нины Исае­ вой® интересно и свежо. Слабостью Оги- беінина является некоторая бедность и уп­ рощение формы в рисунке. Недавно вернувшийся из армии худож­ ник И. В- Титков привез интересные ри­ сунки и акварели, впечатления фронтовой жизни, путевые наброски. Весь этот бо­ гатый материал требует серьезной углуб­ ленной работы художника. Художник, не­ посредственно участвовавший в боях, дол­ жен суметь обобщить свои впечатления, из массы их выбрать самое нужное, са­ мое главное. В Москве на Всесоюзную выставку ото­ браны работы: Н. Ф. Смолина — авто­ портрет, портрет работы Л. Н. Огибенина «Снайпер Нина Исаева», портрет ра­ боты О. Шереметянекой «Скульптор В. Ф. Штейн». На периферийную выставку в Москве в 1946 г отобраны такие работы: два портрета Огибенина — «Поэт Кшдырев» и «Комбайнер», Г. Г. Ликмана — «Послед­ нее письмо», два пейзажа Новосибирска В. И. Викулова, два пейзажа И. И. Тюти- ков-а — «Обь» и «Старый Новосибирск», работа О. Шереметанокой — «Жгаа фрон­ товика» и два рисунка И. В. Титкова. О. ШЕРЕМЕТИНСКАЯ. Театр оперы и балета В грозные, трудные дни 1942 года, ког­ да подлому врагу, в его яростном ослеп­ лении, казалось, что материальные и ду­ ховные силы советского народа уже окон­ чательно сломлены, — в эти тревожные дни наше правительство сочло возмож­ ным принять решение о завершении строи­ тельства и подготовке к открытию театра — крупнейшего в стране и одного из крупнейших в мире! По ходатайству новосибирских област­ ных и городских организаций Совнарком РСФСР отменил консервацию, которой подлежало с начала войны строительство Новосибирского театра оперы и балета, и включил этот театр в число первоочеред­ ных строек. В 1943 году были завершены основные строительные и монтажные работы на сцене. 7 февраля 1944 года правительственная комиссия приняла здание у строителей и передала его в ведение дирекции театра. Здание этого громадного театра занима­ ет площадь 11.500 кв. метров. Его объем — 245 тыс. кубометров, что на 65 тыс. ку­ бометров превышает объем Государствен­ ного Академического Большого театра Союза ССР. В зрительном зале, состоя­ щем из партера и трехъярусного амфитеат­ ра, сзободно расставлены две тысячи кре­ сел, причем на каждого зрителя приходит­ ся почти по 14 кубометров воздуха. Ни е одном другом театре СССР нет зала та­ кого колоссального объема! Площадь сцены, без боковых «карма­ нов», — 1.044 кв. метра. Общая же ее площадь — 1.900 кв. метров. В июле 1944 года Управление по делам искусств при ОНК РСФСР утвердило репертуарный план и штаты театра. Начался новый период, не менее на­ пряженный и ответственный, чем предыду­ щий. Здание было готово к экспдоатации. Нужно было закладывать «второй фунда­ мент» — фундамент самого театра, как живого творческого организма. Пришла пора собирать, «строить», «монтировать» труппу театра. Многим казалось фантази­ ей — собрать а гады войны, при недо­ статке кадров даже во многих давно ра­ ботающих театрах этого жанра, огромный (третий по численности в Союзе) творче­ ский коллектив. Формирование началось... Со всех кон­ цов страны — из Москвы, из Средней Азии, с Дальнего Востока, из Ленингра­ да, из Горького, иіз Саратова ехали ів Но­ восибирск режиссеры, художники, дириже­ ры, балетмейстеры, певцы,' музыканты, танцовщицы, .а также инженеры сцены, костюмеры, парикмахеры и другие работ­ ники творческих и производственных це­ хов театра. С апреля 1944 года начали работать хо­ ровая и балетная студии, из которых впоследствии были зачислены в хор и ба­ лет десятки человек. Глаівным дирижером театра был ут­ вержден И. А. Зак (заел, артист РСФСР), главным режиссером — Н. Г. Фонд, глав­ ным художником — И. С. Назаров, глав­ ным балетмейстером — М. Ф. Моисеев, главным хормейстером Е. П. Горбенко. 12 мая 1945 года открылся этот театр, — крупнейший центр музыкальной куль­ туры восточной части Союза. В дни всенародного торжества по пово­ ду разгрома гитлеровской Германии пер­ вые зрители увидели в финале спектакля «Иіван Сусанин» — на огромной, залитой светом сцене — Красную площадь XVII века, заполненную ликующим народом. В зал полились торжественные звуки могу­ чего глинковского хора: «Славься!» В сознании зрителей происходила как бы перекличка веков: они аплодировали артистам, донесшим им завет предкоів-.по- бедителей о несокрушимости и мощи рус­ ской земли, а гениальная музыка Глинки звучала гимном и нашей сегодняшней победе, озаренной огнями салютов на Красной площади в незабываемые майские дни 1945 года. В этом первом спектакле Новосибирско­ го Государственного театра оперы и бале­ та участвовало (вместе с оркестром) бо­ лее четырехсот человек.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2