Сибирские огни, 1946, № 2
ПО СИБИРИ Работы новосибирских художников на всесоюзной выставке Значительным событием в жизни ново сибирских художников за последние меся- цы была подготовка к участию во Всесо- юзной выставке 1945 г. Пришла пора, когда все мы должны глубоко осмыслить пережитое, легендар ный подвиг нашего народа. В наших ра ботах сейчас мы должны давать не от дельные мелкие части великого целого. Родина вправе требовать от нас произве дений, дающих какое-то обобщение, ве щей, в которые вложены большая мысль и глубокое чувство. Чтобы художник мог ясно выразить свою мысль, ясно донести ее до зрителя, форма выражения должна быть предельно законченной. Каждое сырое место, каждая незавершенность могут исказить замысел художника. Всегда останутся справедливыми слова Релина: «Глубокая идея становится вну шительной только в совершенной форме. Посягательства на возвышенную идею до морощенными средствами внушают брезг ливость». Глубокий идейный замысел произведе ния, высокое мастерство, законченность, зрелость, отсутствие этюдности — таковы требования, предъявляемые сегодня к ра боте художника общественностью. В све те этих задач и хочется рассмотреть ра боты новосибирских художников, увезен ные для показа в Москву. Г. Ликман—почти единственный из но восибирских художников^ /работающий в самой трудной и сложной области созда ния большой формы картины. Работа Ликмана «Последнее письмо» серьезнее, зрелее и значительнее его предыдущей работы «Передача самолета». Есть безус- давно удачные куски, такие, как полная экспрессии голова Старика, фигура стару хи, части первого плана. Художник пере дает состояние персонажей своей картины с человечностью, глубиной, тактом. Но не обходимо отметить общий многим из на ших работ недостаток — некоторую до садную недоіведенность, недотянутость, недостаток, портящий эту в общем инте ресную работу. И. И. Тютиков сделал за последнее вре мя два пейзажа «Обь» и «Старый Ново сибирск». Тютиков относится к тем худож- никам.пейзажиетам русской школы, кото рые вкладывают в свои вещи очень много своего глубоко личного, сердечного чув ства. Эта теплота и сердечность всегда очень волнуют. Форма Тютикова, его ма стерство высоки в этих’ работах. Они свежи, чисты, они плотны и звучны по- цвету. Минусом их является, то же как и у Ликмана, некоторая скороспепшость, некоторое отсутствие материальности пер вого плана, что в таких пейзажах, по строенных на контрасте плотного первого плана и легкого пространства дали, необ ходимо. В. И. Викулов, как пейзажист, идет от других начал в своей работе. Если от правной точкой работы Тютикова, ее ос новным содержанием является его любовь к природе, чувства, которые художник вкладывает в свою Сибирь, Викулов идет по другой, пожалуй, более внешней ЛИ НИИ — игры цвета и света, динамичности городского пейзажа. Эти оба пути закон ны. Викулов сделал большую и интерес ную серию пейзажей нашего города — Новосибирска. В области портрета в Новосибирске ра ботают несколько художников. Старейший из них Н. Ф. Омолин представлен в Москве автопортретом — работой, стоя щей на высоком уровне уменья и мастер ства; вещью очень тонкой по характери стике и выразительности. Хочется обра титъ внимание на одну особенность в ра ботах Смолина: это глубокое понимание формы, понимание ее пластики. Никакого схематизма и условности, но везде ясное понимание, ясное знание пластического языка рисунка. Такое знание совершенно необходимо художнику, желающему де лать вещи на уровне современных требо ваний к изобразительному искусству. Л. Н. Огибеиие работает в портрете вдумчиво, интересно и быстро двигается вперед. Положительные качества его ра боты: всегда присутствующее у него об разное начало, решенная композиция ■портрета как в рисунке, так и особенно цветовая (те», что часто отсутствует у Смо лина, большая часть портретов которого довольно стандартно «посажена», реше ния фона часто случайны). У Огибенина композиционные решения всегда свежи и присущи каждому конкретному случаю. Поиски образа современного человека — задача всех его портретов. В последних работах Огибенина мы видим безусловный рост в сравнении с работами, показанны ми на предыдущей выставке. Там была некоторая натюрмортность решения — то есть второстепенные в портрете элементы фона и одежды давались им ничуть не с меньшей выразительностью, чем лицо, и наоборот, лицо как-то приравнивалось в трактовке к натюрморту. В последних ра- 123
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2