Сибирские огни, 1946, № 2

Поэт должен опросить сам себя, чего я хочу? М. И. Алитер говорила, что сти­ хотворения должны иметь право на суще­ ствование. Если бы у него был этот по­ этический накал, от которого рождаются стихи, тогда и вопроса не было* бы, тогда и четыре незаконченные строчки были бы сделаны из этого материала, который на­ зывается поэзией. Но это — авторские стихи, а не стихи взволнованного поэта. У нас часто печатают такие стихи, что просто уши вянут. Так что взять такие стихи, которые печатаются, мерилом очень трудно. Но мы говорим о самом настоя­ щем. Если бы поэту было больно* от того клинка, который он описывает, то разве могла* быть речь об ассоциациях историче­ ских и неисторических? Мы почувство­ вали бы укол от этого клинка. Если бы *я ощутил у поэта даже ма­ ленькую *ча*сть того, о че*м я сказал, *я бы почувствовал, что это поэт безусловный. А у меня ощущение лучших и худших стихов. А. я. БРУШТЕЙН. Я не знаю, почему не дошел кондыревский юмор. К юмору я очень чувствительна, и я кондыревский юмор ощущаю даже в плохих стихах. В Новосибирске он написал, по моему на­ стоянию две одноактные вещицы, просто прелестные. Я должна сказать, что мне сегодняшнее обсуждение доставило много радости. Я думаю, что писатель слышит правду один раз в жизни. Это, во-первых, не в своем собственном городе и, во-вто­ рых, когда он еще не успел прославиться «и в хорошую, ни в дурную сторону- Кондырее приехал из своего города, где некоторые его недостатки преувеличивают­ ся, некоторые достоинства гиперболизи­ руются, а некоторые не замечаются. Он приехал в Москву, аде его никто не знает. И большие мастера сегодня хвали­ ли и поругивали, —- это то, о чем он сей­ час должен много думать. Со всем, что здесь говорилось против него, я согласна, — и относительно то­ го, что вкус надо выработать, и относи­ тельно того, что культуру надо подни­ мать. Я думаю, что сегодня сделали в от ношении КотдыреВа настоящее дело. А. Д. КАРЦЕВ. Это один из самых ин­ тересных разговоров о поэзии, которые про­ исходили в Областной комиссии за пос­ ледний, по крайней мере, год. Это отно­ сится к той глубине и разносторонности, с которой наши мастера поэзии подошли к оценке работ своего молодого товарища. Но, с другой стороны, и автор в этом по­ винен, ибо он дал возможность так о нем* говорить. Это показывает, что перед на­ ми, во всяком случае, поэт, которого нель­ зя назвать начинающим, поэт с каким-то своим голосом. Думается, что из всего сказанного товарищами ясно, как и куда дальше расти автору, ибо при всех отдель­ ных разногласиях и разномыслии, которые здесь были, в основном высказывания ма­ стеров сходятся. И те две опасности для областного писателя, о которых говорил П. Г. Антокольский, для Кондырева так­ же существуют в какой-то мере, — это опасность быть не областным, а провин­ циальным и опасность не чувствовать своей почвы под нотами. И если, с одной стороны, сходились все мнения относи­ тельно лучших его стихотворений, как «Полынь-трава», как «Бинокль», где о» чувствуется как поэт по-іна.стоящему, где он на своих ногах, то, с другой стороны, у него много подражательного и книж­ ного. То, что сегодня говорилось по адресу этого поэта, должно послужить материа­ лом для статьи в «Литературную газету». Я думаю, что кто-то и*з наших мастеров поэзии должен будет написать такую статью. (Антокольский. Может быть, как новую форму, предложить — дать сокра­ щенную стенограмму, тогда будут все мнения представлены и это будет инте­ ресно). Книга* стихав Кондыреіва должна быть издана в Москве, Я уверен, что присут­ ствующие здесь поэты помогут тому, что­ бы сурово отредактированная и отобран­ ная книга, Кондырева >в 1946 году поя*ви- лаеь.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2