Сибирские огни, 1946, № 2
О ТВОРЧЕСТВЕ ЛЬВА КОНДЫРЕВА (Стенограмма Областной комиссии ССП) 7 декабря 1945 года на заседании Об ластной комиссии Союза Советских Писа телей состоялось обсуждение стихов ново сибирского поэта Льва Кондырева. В об суждении приняли участие П. іГ. Анто кольский, А. К. ГГарасенков, А. М. Арго, В. М. Инбер, М. И. Алигер, С. X. Галкин, А. Я. Бруштейн, А. Д. Карцев. Ниже мы печатаем сокращенную стено- граш іу заседания. П. Г. АНТОКОЛЬСКИЙ. Мне этим л м том пришлось побывать в Новосибирске и познакомиться с рядам новосибирских поэтов. По-моему, там сильная литератур ная группа, с доцоеиными хорошими тра дициями, группа, которая, по существу сейчас является основными кадрами участ ников теперь альманаха, а ві будущем опять журнала «Сибирские огни», кото рый имеет давнюю, очень благородную тра дицию среди наших областных литератур ных журналов и давно уже завоевал ши рокого читателя не только в Сибири, но и по всему Союзу. Лев Кондырев, о котором мне сегодня предстоит рассказать, в Новосибирске, по жалуй, один из самых молодых поэтов. Мне кажется, что он, безусловяо, поэт творческий, что явствует хотя бы из того, что Кондырев пробует себя в разных со вершенно и, как будто бы взаимно исклю чающих друг друга, жанрах, причем в каждом жанре работает довольно энергич но, напористо, по-овоему очень экстенсивно. По-моему, можно было бы поделить по этическое творчество Льва Кондыреіва, как оно представляется сейчас, таким об разом: с одной стороны, это устремления к фольклору, зиггіем — юмористические сти хи, и, наконец, последний жанр, который можно назвать «короткими рассказами». Это 12, 20, 24 строки, в которых есть зерно сюжета. Последние стихотворения мне кажутся наиболее интересными и наи более самостоятельными. Правда, иногда они продиктованы или вызваны тем, что принято называть книжной реминисценци ей. Я бы против: этого, вообще говоря, не возражал и ничего зазорного в том, чтобы черпать вдохновение из книг, нет, и, на оборот, очень многое в поэзии рождалось из этого священного источника, Для того, чтобы иметь возможность до казать, до какой степени именно в данном случае книжный источник оказывается ме нее действительным и менее интересным, чем какой-нибудь другой, я хочу проде монстрировать одно из стихотворений это го цикла Кондырева. Называется оно «Натюрморт»: «Фазан и фрукты на резном подносе, В графине зреет кипрское вино. Под солнечным лучом горит оно, Прозрачное и желтое, как осень. Налей бокалі В граненом хрустале Вскипит ключом живительная влага! Налей бокал! В нем доблесть и отвага- В нем солъ земли! И дифирамб земле! Подымем тост за гроздья фруктов ярк гх,. За перья птицы с этого мольберта! Их написал чахоточный Альберто — Художник с площади Святого Марка!». Если бы это стихотворение было напи сано в десятых годах XX века, его бы с удовольствием напечатали в любом жур нале: и в «Ашголоне», и в «Пробуждении», и в «Солнце России». И вообще, тогда русская поэзия акмеистического толка держалась на таких вещах двойного или тройного отражения, с элементами искус ства живописи, которые скульптурно и. живописно, хорошо названные, умело по данные, входили живьем в стихи. Здесь и кипрское вино вполне заменило бы живое кахетинское, и чахоточный Альберто сошел бы за живого героя, и площадь Святого* Марка свидетельствовала бы о поэтично сти художника и поэтичности стихотворе ния. Сейчас же, — это очень важно и стоит подчеркнуть, — эти подступы Кон- дыр авіа к своей теме, оказались только подступами и возможностью заявки гораз до более серьезной и действенной в поэ зии. И я думаю, что другие его короткие рассказы, как «Бинокль», «Трос» — не сравненно живее и интереснее этого, хо тя, может быть, с вяутри-поэтвческой точ ки зрения, они и менее интересны. К такому же роду относится и стихо творение о фазаньем бое. <Это хорошо при думано и об этом рассказано в очень жи вописных, веселых и по-настоящему, как. будто, поэтических красках, но это лож ный род ПОЭЗИИ, ОТ которого Кондьгрев Им отказывается ради лучшего, отказывается от хорошего ради лучшего. Поэтому я во главу угла сегодняшнего обсуждения поставил бы, прежде всего, короткие рассказы. Мне кажется, что в этом направлении Кондырев как раз и должен, и может в дальнейшем работать. Подчеркиваю, что это не просто короткие стихотворения, а стихотворения в которых. есть элемент маленькой хорошей, закован ной в стихотворную форму новеллы. Но это не значит, что и в его фолькло ре нет маких-то живых черт. Есть хоро шие вещи и в «Лирической героине», и в «Лирическом герое». Например: «Вынул метчик из каірмана Ленинградский «Беломор». Ценно, что в этом традиционном хорее,, который, мажет быть, идет от царя Сал- тана, рядом живые черты уже сегодняш него человека. Т,ут есть еще некоторые реминисценции,, может быть, и с Заболотским,—например: «Пролетают иад героем Птицы средней полосы». 118.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2