Сибирские огни, 1946, № 2

О ТВОРЧЕСТВЕ ЛЬВА КОНДЫРЕВА (Стенограмма Областной комиссии ССП) 7 декабря 1945 года на заседании Об­ ластной комиссии Союза Советских Писа­ телей состоялось обсуждение стихов ново­ сибирского поэта Льва Кондырева. В об­ суждении приняли участие П. іГ. Анто­ кольский, А. К. ГГарасенков, А. М. Арго, В. М. Инбер, М. И. Алигер, С. X. Галкин, А. Я. Бруштейн, А. Д. Карцев. Ниже мы печатаем сокращенную стено- граш іу заседания. П. Г. АНТОКОЛЬСКИЙ. Мне этим л м том пришлось побывать в Новосибирске и познакомиться с рядам новосибирских поэтов. По-моему, там сильная литератур­ ная группа, с доцоеиными хорошими тра­ дициями, группа, которая, по существу сейчас является основными кадрами участ­ ников теперь альманаха, а ві будущем опять журнала «Сибирские огни», кото­ рый имеет давнюю, очень благородную тра­ дицию среди наших областных литератур­ ных журналов и давно уже завоевал ши­ рокого читателя не только в Сибири, но и по всему Союзу. Лев Кондырев, о котором мне сегодня предстоит рассказать, в Новосибирске, по­ жалуй, один из самых молодых поэтов. Мне кажется, что он, безусловяо, поэт творческий, что явствует хотя бы из того, что Кондырев пробует себя в разных со­ вершенно и, как будто бы взаимно исклю­ чающих друг друга, жанрах, причем в каждом жанре работает довольно энергич­ но, напористо, по-овоему очень экстенсивно. По-моему, можно было бы поделить по­ этическое творчество Льва Кондыреіва, как оно представляется сейчас, таким об­ разом: с одной стороны, это устремления к фольклору, зиггіем — юмористические сти­ хи, и, наконец, последний жанр, который можно назвать «короткими рассказами». Это 12, 20, 24 строки, в которых есть зерно сюжета. Последние стихотворения мне кажутся наиболее интересными и наи­ более самостоятельными. Правда, иногда они продиктованы или вызваны тем, что принято называть книжной реминисценци­ ей. Я бы против: этого, вообще говоря, не возражал и ничего зазорного в том, чтобы черпать вдохновение из книг, нет, и, на­ оборот, очень многое в поэзии рождалось из этого священного источника, Для того, чтобы иметь возможность до­ казать, до какой степени именно в данном случае книжный источник оказывается ме­ нее действительным и менее интересным, чем какой-нибудь другой, я хочу проде­ монстрировать одно из стихотворений это­ го цикла Кондырева. Называется оно «Натюрморт»: «Фазан и фрукты на резном подносе, В графине зреет кипрское вино. Под солнечным лучом горит оно, Прозрачное и желтое, как осень. Налей бокалі В граненом хрустале Вскипит ключом живительная влага! Налей бокал! В нем доблесть и отвага- В нем солъ земли! И дифирамб земле! Подымем тост за гроздья фруктов ярк гх,. За перья птицы с этого мольберта! Их написал чахоточный Альберто — Художник с площади Святого Марка!». Если бы это стихотворение было напи­ сано в десятых годах XX века, его бы с удовольствием напечатали в любом жур­ нале: и в «Ашголоне», и в «Пробуждении», и в «Солнце России». И вообще, тогда русская поэзия акмеистического толка держалась на таких вещах двойного или тройного отражения, с элементами искус­ ства живописи, которые скульптурно и. живописно, хорошо названные, умело по­ данные, входили живьем в стихи. Здесь и кипрское вино вполне заменило бы живое кахетинское, и чахоточный Альберто сошел бы за живого героя, и площадь Святого* Марка свидетельствовала бы о поэтично­ сти художника и поэтичности стихотворе­ ния. Сейчас же, — это очень важно и стоит подчеркнуть, — эти подступы Кон- дыр авіа к своей теме, оказались только подступами и возможностью заявки гораз­ до более серьезной и действенной в поэ­ зии. И я думаю, что другие его короткие рассказы, как «Бинокль», «Трос» — не­ сравненно живее и интереснее этого, хо­ тя, может быть, с вяутри-поэтвческой точ­ ки зрения, они и менее интересны. К такому же роду относится и стихо­ творение о фазаньем бое. <Это хорошо при­ думано и об этом рассказано в очень жи­ вописных, веселых и по-настоящему, как. будто, поэтических красках, но это лож­ ный род ПОЭЗИИ, ОТ которого Кондьгрев Им отказывается ради лучшего, отказывается от хорошего ради лучшего. Поэтому я во главу угла сегодняшнего обсуждения поставил бы, прежде всего, короткие рассказы. Мне кажется, что в этом направлении Кондырев как раз и должен, и может в дальнейшем работать. Подчеркиваю, что это не просто короткие стихотворения, а стихотворения в которых. есть элемент маленькой хорошей, закован­ ной в стихотворную форму новеллы. Но это не значит, что и в его фолькло­ ре нет маких-то живых черт. Есть хоро­ шие вещи и в «Лирической героине», и в «Лирическом герое». Например: «Вынул метчик из каірмана Ленинградский «Беломор». Ценно, что в этом традиционном хорее,, который, мажет быть, идет от царя Сал- тана, рядом живые черты уже сегодняш­ него человека. Т,ут есть еще некоторые реминисценции,, может быть, и с Заболотским,—например: «Пролетают иад героем Птицы средней полосы». 118.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2