Сибирские огни, 1946, № 2
(я без того свежую, больную рану. Но ку да же ему направиться? И тут он вспом нил о письме, которое пришло на имя ко мандира от одного сибиряка. Тот, никому незнакомый человек, просил передать письмо солдату, потерявшему семью. В письме говорилось: «Коли не побрезгует он нашим простым сибирским житьем — пусть едет к нам. Про себя я писать не стану. Чего писать? Я не знаю того чело века и о« меня не знает. А приедет — сживемся. Может, как родной с родным, а не то — как знакомые. Горе с горем умеет разговаривать. А время пройдет — случится еще и счастье заглянет. Так вы ■и скажите тому бойцу от меня и ото все го народа нашего: милости просим». И вот Степан Нарубин плывет по Енисею. Не знакомые горы, покрытые лесом, проходят ■перед его глазами. Казалось бы, что он, пришедший издалека, должен увидеть их как-то по-своему, какое-то особое чувство, отличающееся от чувства человека, вырос шего здесь, должно 'возникнуть в его ду ше. Но С. Сартаков не знает Нарубина, прожившего больше половины жизни в иной среде, в окружения другой природы, и потому голос его сразу глохнет и кра ски на палитре бледнеют. Вместо изобра жения получается пустая отписка: «Он (сержант Нарубин.—А. К-) много ■исходоіи и много .видел, но такого велико лепия (?), такого щедрого (?) простора, как здесь, в Сибири, он еще не встречал». И, вслед за этим, появляются фальши вые строчки: «От этого изобилия зелени, солнца, воз духа распирало грудь так, что станови лось больно дышать. Но эта боль была болью радости и гордости солдата-победи теля...» В изображении сержанта Нарубина С. Сартакову удалось только раздумье. Нарубину «минуло сорок». В этом 'возра сте, как правильно пишет С. Сартаков, «человек с человеком сближается не так- то быстро и свободно, как это бывает в юные годы». И Нарубин законно трево жится — сможет ли он войти в семью Андрея Максимовича, о которой он ничего не знает. (Ему не известны ни чувства, ни мотивы (они и читателю тоже не извеет- яы), побудившие сибиряка послать это приглашение незнакомому человеку, в ад рес «выдуманной» полевой почты. Нарубин думает: «У Андрея Максимовича погиб в боях его единственный сын. Остался он вдвоем со старушкой. И хочется им, ради памяти сына, взять к себе в семью чело века, потерявшего, как и они, все самое дорогое».—Но и после этого Степан Нару бин решает появиться инкогнито, чтобы присмотреться ко 'всему, и останавливает ся как бы только отдохнуть в доме ста рого ангарца, говорит, что он идет ® дальнюю деревню, хотя там у него и нет ня родных, ни знакомых. Автор заставляет старика рассказать, по чему он послал приглашение неизвестному солдату войти в его семью: — Илья у меня жить без товарищей не может, — говорит Андрей Максимович Степану Нарубину. — Не легко Илье бу дет забыть Наденьку, вот как тебе своих. Знаю я это. (Понимаю и тебя. Вот... Друг человеку всегда нужен. Без друга только волк живет. Это сказано не убедительно. Ни для Степана, ни, тем более, для читателя. Степана мучит раздумье: если бы не было Ильи, жизнь «могла бы получиться. Ну, а теперь?..» Но он истосковался по труду, и ему приятно помочь старику в работе. Он остается на несколько дней. Сначала он едет с Андреем Максимовичем на рыбал ку, потом переносит дранье из тайги и по могает покрыть дом новой -крышей. И дружная работа так сближает их, что они уже начинают чувствовать себя родными друг другу. Старый лоцман собирается ве- » стй большой плот и готовит продукты на двоих. Мы знаем, что они поплывут вместе, внаем, что Степан Нарубин будет плотов щиком. Мы не сомневаемся также, что, когда будет надобность, старик, как род ному сыну, поможет ему построить дом. Рассказ «Домой» написан поспешно и неровно. Но (в нем так много удачных и ярких страниц, что нам хочется посовето вать автору при составлении книги вер нуться к этому рассказу и поработать над обоазами Андрея Максимовича и Степана Нарубина. А. Коптелов. „4 Р ОМАТ За охотниками установилась многовеко вая слава отличных, зорких наблюдателей и не менее отличных рассказчиков (если они обладают даром слова) о виденном и подмеченном в природе. Зорко умеет наблюдать и исключитель но рассказывать о природе и охоте вели колепный мастер слова — Мих. Мих. 1) Н. У с т и н о в а ч. «Аромат земли». Рассказы. Красноярское краевое издатель ство. 1945 г. Стр. 84. 3 Е 31Л И“1) Пришвин. Не менее мастерски, с большой душевной теплотой писал свои рассказы Лесник — писатель с зорким плазом и ог ромным жизненным опытом. В самом маленьком явлении увидеть большое, а главное — рассказать о нем талантливо, живо, ярко — вот чего ждет от писателя, близко стоящего к природе, наш большой и маленький читатель. Сибирь, с ее бескрайними степными про сторами, с ее дремучей тайгой и бееггае- дельной тундрой севера, с обилием эзеря 115
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2