Сибирские огни, 1946, № 2

«ах, и тем печальнее, что это один из луч­ ших альманахов, вышедших » 1945 году Оказывается, что почти все альманахи, из­ дающиеся в областных городах, дают та­ кое же нецрааильцое представление о твор­ честве живущих в них литераторов, обед­ няя их. Очевидно, надо пересмотреть прин­ ципы, по которым подбирается материал ■для алъманаиа. Вместо того, чтобы1давать отрывки из большого произведения, можно, если оно этого достойно, напечатать его целиком, как в свое время было напечата­ но в московском альманахе «'.Преступление Мартына® Вл. Бахметьева. Видимо, мешает о подборе материала для альманаха стремление представить в очередном номере творчество всех писа­ телей, живущих в области. Ню ведь одно хорошее произведение лучше рекомендует писательскую организацию, чем несколько посредственных. Поріа расстаться с дур­ ным обычаем печатания «на подверстку» очерков, которые при отсутствии совре­ менной повести или рассказа могут быть .здоровым яідіром хорошего альманаха. Ведь именно в- очерках легче всего писателю показать своеобразие своей области;. ІА мы знаем, что богатство отдельных краев лишь подтверждает изобилие нашей ро­ дины. Часто писатели из боязни областной ограниченности стараются писать на об­ щие темы. Так возникло поточное произ­ водство рассказов «об усыновлении ребен­ ка», «возвращение с фронта» с героями- блИзнецами. 'Вместе с тем такие произве­ дения, как «С фронтовым приветам» Овеч­ кина, «Спутники» Веры Пановой подтверж­ дают близость к народу писателей, живу­ щих в области. А разве «е известно, что тот, кто ближе к народу, лучше выразит его чаяния? Писатели, живущие в области, могут выйти, а многие уже вышли в первые ря­ ды наших литераторов. Литературно-худо­ жественные альманахи — прекрасная три­ буна, с которой могут прозвучать самые актуальные проблемы .нашей современно­ сти. К сожалению, эти трибуны использу ютея еще не Э ІПОЛНОЙ 'мере. Галина КОЛЕСНИКОВА. РАССКАЗ О ВОЗВРАЩЕНИИ Сергей Сартаков известен читателю, как автор рассказов о людях тайги (недавно у него вышла книга «Алексей Худоногов») и мастер пейзажа. Сибирскую тайгу и ее обитателей он любит и знает .в совершен­ стве. Его герои, неразрывно связанные с окружающими их лесами, реками и озера­ ми, простые советские люди, хозяева и труженики тайги, с первых страниц, ста­ новятся читателю понятными, ощутимыми и близкими. Это — смелые и находчивые, прямые и радушные люди с широким рус­ ским размахом и открытым сердцем. Та­ ков Алексей Худоногов. Такова его жена Катя. Таков Андрей Максимович Наклад- ников, старый анга.рец, лоцман и плотов­ щик из нового рассказа С. Сартаковд — «Домой» С Такова его внучка Поля. Нак- ладниковы живут далеко ів тайге, в ста пятидесяти километрах от последней при­ стани на Ангаре, в маленьком поселке леспромхоза. Дом Андрея Максимовича, как большинство крестьянских домов того края, обнесен заплотником. В доме все сделано добротно, крепко. Простые ска­ мейки, некрашенный стол, такие же под­ оконники — все белое, промытое дресвой. (В нем приятный запах вянущей полыни, ® кухне возле двери — трава, в горнице — половики. Хозяин этого дома большую часть своего времени проводит на реке, с которой связана вся его жизнь. Там на сотни километров в обе стороны он знает каж­ дый порог, каждый перекат, каждую ями-і і С е р г е й С а р т а к о в .—Домой. Крас­ ноярское Областное издательство. 1945 г. ну. Он любит мощную, быструю Ангару с ее светлой, прозрачной водой, зовет ее сильной и гордой красавицей. Дом Нак- ладниковых, как будто затерявшийся в да­ лекой тайге, не оторван от мира, наоборот, он связан с жизнью всей страны. На сте­ нах его, рядом с семейными фотографиями, портреты Сталина и Молотова, маршалов Жукова и Рокоссовского, большая геогра­ фическая карта исчерчена цветным каран­ дашом. Это — путь вашей победы, путь, которым прошел сын Андрея Максимовича — Илья .Наклаідников, оставленный авто­ ром за пределами рассказа. Во имя этой победы старый лоцман, уже находившийся на покое, снова стал водить плоты по Ан­ гаре и Енисею. Во имя этой победы по­ гибла его сноха Надежда, жена Ильи, за­ менившая мужа, ушедшего иа фронт, и взявшаяся за трудное и смелое дело плотовщика. Но рассказ открывается не Андреем Максимовичем, а сержантом Степаном На- рубиным, который до войны был крестья­ нином одной из западных областей Рос­ сии. За спиной Нарубина — долгий и тя­ желый путь: от Бобруйска до Грозного, от Грозного до Берлина. Родная деревня Мушино сожжена немцами, жена и дочь — замучены. Сержант видел свое пепели­ ще, заполоненное бурьяном. Он, Степан Нарубин, был ,в Берлине, когда началась демобилизация старших возрастов. Его со­ служивцы возвращались домой. А куда мог поехать он, потерявший свою семью? На родное пепелище? Но ведь там его ни­ кто не ждет да и зачем ему растравлять 114

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2