Сибирские огни, 1946, № 2
«ах, и тем печальнее, что это один из луч ших альманахов, вышедших » 1945 году Оказывается, что почти все альманахи, из дающиеся в областных городах, дают та кое же нецрааильцое представление о твор честве живущих в них литераторов, обед няя их. Очевидно, надо пересмотреть прин ципы, по которым подбирается материал ■для алъманаиа. Вместо того, чтобы1давать отрывки из большого произведения, можно, если оно этого достойно, напечатать его целиком, как в свое время было напечата но в московском альманахе «'.Преступление Мартына® Вл. Бахметьева. Видимо, мешает о подборе материала для альманаха стремление представить в очередном номере творчество всех писа телей, живущих в области. Ню ведь одно хорошее произведение лучше рекомендует писательскую организацию, чем несколько посредственных. Поріа расстаться с дур ным обычаем печатания «на подверстку» очерков, которые при отсутствии совре менной повести или рассказа могут быть .здоровым яідіром хорошего альманаха. Ведь именно в- очерках легче всего писателю показать своеобразие своей области;. ІА мы знаем, что богатство отдельных краев лишь подтверждает изобилие нашей ро дины. Часто писатели из боязни областной ограниченности стараются писать на об щие темы. Так возникло поточное произ водство рассказов «об усыновлении ребен ка», «возвращение с фронта» с героями- блИзнецами. 'Вместе с тем такие произве дения, как «С фронтовым приветам» Овеч кина, «Спутники» Веры Пановой подтверж дают близость к народу писателей, живу щих в области. А разве «е известно, что тот, кто ближе к народу, лучше выразит его чаяния? Писатели, живущие в области, могут выйти, а многие уже вышли в первые ря ды наших литераторов. Литературно-худо жественные альманахи — прекрасная три буна, с которой могут прозвучать самые актуальные проблемы .нашей современно сти. К сожалению, эти трибуны использу ютея еще не Э ІПОЛНОЙ 'мере. Галина КОЛЕСНИКОВА. РАССКАЗ О ВОЗВРАЩЕНИИ Сергей Сартаков известен читателю, как автор рассказов о людях тайги (недавно у него вышла книга «Алексей Худоногов») и мастер пейзажа. Сибирскую тайгу и ее обитателей он любит и знает .в совершен стве. Его герои, неразрывно связанные с окружающими их лесами, реками и озера ми, простые советские люди, хозяева и труженики тайги, с первых страниц, ста новятся читателю понятными, ощутимыми и близкими. Это — смелые и находчивые, прямые и радушные люди с широким рус ским размахом и открытым сердцем. Та ков Алексей Худоногов. Такова его жена Катя. Таков Андрей Максимович Наклад- ников, старый анга.рец, лоцман и плотов щик из нового рассказа С. Сартаковд — «Домой» С Такова его внучка Поля. Нак- ладниковы живут далеко ів тайге, в ста пятидесяти километрах от последней при стани на Ангаре, в маленьком поселке леспромхоза. Дом Андрея Максимовича, как большинство крестьянских домов того края, обнесен заплотником. В доме все сделано добротно, крепко. Простые ска мейки, некрашенный стол, такие же под оконники — все белое, промытое дресвой. (В нем приятный запах вянущей полыни, ® кухне возле двери — трава, в горнице — половики. Хозяин этого дома большую часть своего времени проводит на реке, с которой связана вся его жизнь. Там на сотни километров в обе стороны он знает каж дый порог, каждый перекат, каждую ями-і і С е р г е й С а р т а к о в .—Домой. Крас ноярское Областное издательство. 1945 г. ну. Он любит мощную, быструю Ангару с ее светлой, прозрачной водой, зовет ее сильной и гордой красавицей. Дом Нак- ладниковых, как будто затерявшийся в да лекой тайге, не оторван от мира, наоборот, он связан с жизнью всей страны. На сте нах его, рядом с семейными фотографиями, портреты Сталина и Молотова, маршалов Жукова и Рокоссовского, большая геогра фическая карта исчерчена цветным каран дашом. Это — путь вашей победы, путь, которым прошел сын Андрея Максимовича — Илья .Наклаідников, оставленный авто ром за пределами рассказа. Во имя этой победы старый лоцман, уже находившийся на покое, снова стал водить плоты по Ан гаре и Енисею. Во имя этой победы по гибла его сноха Надежда, жена Ильи, за менившая мужа, ушедшего иа фронт, и взявшаяся за трудное и смелое дело плотовщика. Но рассказ открывается не Андреем Максимовичем, а сержантом Степаном На- рубиным, который до войны был крестья нином одной из западных областей Рос сии. За спиной Нарубина — долгий и тя желый путь: от Бобруйска до Грозного, от Грозного до Берлина. Родная деревня Мушино сожжена немцами, жена и дочь — замучены. Сержант видел свое пепели ще, заполоненное бурьяном. Он, Степан Нарубин, был ,в Берлине, когда началась демобилизация старших возрастов. Его со служивцы возвращались домой. А куда мог поехать он, потерявший свою семью? На родное пепелище? Но ведь там его ни кто не ждет да и зачем ему растравлять 114
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2