Сибирские огни, 1946, № 2
очерковому принципу и объединены, глав ным образом, единством времени. «Зима 'двадцатого года» воспринимается, как очерк о сибирски* партизанах. А ромам «Строговы» привлекает психоло гической глубиной, новизной в изображе нии дореволюционной біуінгарской деревни. Не отрывки из больших произведений исторического характера, а законченные цельные 'произведения о р ат ей современ ности должны составлять ядро альманаха. На современной теме проверяется под линная одаренность писателя. Мимо совре менной темы не прошел ни один из клас сиков мировой литературы. Без «Евгения Онегина» не могло быть «Бориса Годуно ва», без «Севастопольских рассказов» — «Войны и мира». Добролюбов восторгался в свое время уменьем- Тургенева предвосхищать идеи, которые должны взволновать общество. «Он быстро угаідыівал новые потребности, новые идеи, вносимые в общественное соз нание, и в своих произведениях непремен но обращал (сколько позволяли обстоя тельства) внимание на ’Вопрос, стоявший на очереди и уже смутно начинавши волновать общество. Этому чутью автора к живым струнам общества, этому уменью тотчас отозваться на всякую благородную мысль и честное чувство, только что еще начинающее проникать в сознание лучших людей, мы приписываем значительную до лю того успеха, которым постоянно пользо вался г. Тургенев в 'русской публике». Прекрасным образцом для алманахов, выходящих в областных ’Городах, может служить альманах «Год ...ый», основанный М.Горьким. В нам были напечатаны «Педа гогическая поэма» Макаренко, «Я люблю» Авдеенко, «Степан Кольчугин» В. Гроссма на и ряд других хороших произведений. Лучший из вышедших в 1945 году аль манахов «Литературный Воронеж» № 1 обязан своим успехом напечатанной в нем повести Алексея Шубина «Доктор Вели канов размышляет и действует». Шубин раскрыл в этой повести черты простого советского человека, которые сделали его таким стойким во время ве ликой Отечественной войны. Вот такой цельной, вносящей какую-то свежую струю вещи, нет в «Новой Сибири» № 16 и в большинстве вышедших в 1945 году альманахов. Открывая «Литератур ный Воронеж» №1, читатель зрает. что альманах вышел после войны. О том, что иркутский альманах издан в 1945 году, можно догадаться по некоторым стихам, очеркам Шмакова и рассказу П. Воробье ва. По объему этот материал занимает, в лучшем случае, десятую часть сборника, а по своим художественным достойнстівам может быть отнесен на самый дальний план. Писатель может брать любую тему и поселить своих героев в любой обста новке. Но альманахи, издающиеся в ваши дни писательскими областными организа циями, не могут не отражать происходя щего в действительности, такой насыщен ной событиями и переживаниями*. Иначе аль манах будет говорить не о литературном богатстве Области, а о неумении им поль зоваться. Когда систематически елеДишъ за аль манахами, кажется, что материал в них не шинируется, не организуется, а подбирает си случайно. (Нетерпеливый читатель может бросить альманах «Новая Сйбцрь», не дойдя до поэтического рассказа Г. Кунгурова «Чаг- дар», неправильно заверстанного в самый конец. С первых страниц этого рассказа о мон гольском революционном художінике-даріха- те 'читатель перерооится в неведомый ему мир, где ширина горизонта позволяет ви деть очертания бесконечных холмов, [напо минающих лунный ландшафт. Просторам монгольских степей соответствует несколь ко медлительный ритм рассказа. Поэтиче ское восприятие ремесла дархана, знание тонких деталей монгольского быта, уменье точно живописать пейзаж — показывают, что автор изучил и полюбил Монголию и 'может хорошо о ней писать. «Чалдар», как одно иіз лучших произве дений советских писателей о Монголии, мог бы украсить альманах, но его прида вили отрывки из больших романов. Общий унылый тон альманаха не разби вают довольно своеобразные импровизации слепого якутского поэта Тимофееіва-Тереш кина «Сгалинілобедитель», не спасают 'аль манаха и неплохие стихи молодых ПОЭТОВ’, о которых говорилось в начале статьи, стихи же Ольхона из книги «Окраины ми лой отчизны» еще более подчеркивают присущие .альманаху недостатки. 'Названия стихов Ольхона наводят на размышление, что перед нами какая-то свое образная географическая нарта. «Остров большого Диомида», «Пролив Беринга», «Бухта Амбарчик», «Восточно-Сибирское море», «Ленские Оклады ниже Олекмы», «Речка Поледуй» — так без поэтического осмысливания автор вводит географию в поэзию. И герои этих стихов — «многоли кие идолы-горы», «море дымящихся глыб», «причуды камней», «чудеса богатырской Природы в' боі атырсжой чудесной стране». іВ этих стихах правдиво передано чувст во 'восторга советского человека передок- раинами нашей отчизны, но в них не вид- іно людей, которые преобразили эти ок раины. (Как бы аккомпанируя всеоду материалу сборника, Ольхой прошлое воспроизводит поэтически, а о современности говорит лишь в [риторических концовках к отдель ным стихам, вап-ример: Отставших нет. Проверен путъ (Не нужен лот. Звездой арктическою будь, Полярный флот. («Пролив Беринга») Здравствуй, здравствуй, море древнее; Неприветливое, гневное! Мы твоей волной умоемся И еше е тобой поборемся. («Восточно-Сибирское море»). На грустные мысли о неиспользованных возможностях наводит иркутский альма- 113
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2