Сибирские огни, 1946, № 2

очерковому принципу и объединены, глав­ ным образом, единством времени. «Зима 'двадцатого года» воспринимается, как очерк о сибирски* партизанах. А ромам «Строговы» привлекает психоло­ гической глубиной, новизной в изображе­ нии дореволюционной біуінгарской деревни. Не отрывки из больших произведений исторического характера, а законченные цельные 'произведения о р ат ей современ­ ности должны составлять ядро альманаха. На современной теме проверяется под­ линная одаренность писателя. Мимо совре­ менной темы не прошел ни один из клас­ сиков мировой литературы. Без «Евгения Онегина» не могло быть «Бориса Годуно­ ва», без «Севастопольских рассказов» — «Войны и мира». Добролюбов восторгался в свое время уменьем- Тургенева предвосхищать идеи, которые должны взволновать общество. «Он быстро угаідыівал новые потребности, новые идеи, вносимые в общественное соз­ нание, и в своих произведениях непремен­ но обращал (сколько позволяли обстоя­ тельства) внимание на ’Вопрос, стоявший на очереди и уже смутно начинавши волновать общество. Этому чутью автора к живым струнам общества, этому уменью тотчас отозваться на всякую благородную мысль и честное чувство, только что еще начинающее проникать в сознание лучших людей, мы приписываем значительную до­ лю того успеха, которым постоянно пользо­ вался г. Тургенев в 'русской публике». Прекрасным образцом для алманахов, выходящих в областных ’Городах, может служить альманах «Год ...ый», основанный М.Горьким. В нам были напечатаны «Педа­ гогическая поэма» Макаренко, «Я люблю» Авдеенко, «Степан Кольчугин» В. Гроссма­ на и ряд других хороших произведений. Лучший из вышедших в 1945 году аль­ манахов «Литературный Воронеж» № 1 обязан своим успехом напечатанной в нем повести Алексея Шубина «Доктор Вели­ канов размышляет и действует». Шубин раскрыл в этой повести черты простого советского человека, которые сделали его таким стойким во время ве­ ликой Отечественной войны. Вот такой цельной, вносящей какую-то свежую струю вещи, нет в «Новой Сибири» № 16 и в большинстве вышедших в 1945 году альманахов. Открывая «Литератур­ ный Воронеж» №1, читатель зрает. что альманах вышел после войны. О том, что иркутский альманах издан в 1945 году, можно догадаться по некоторым стихам, очеркам Шмакова и рассказу П. Воробье­ ва. По объему этот материал занимает, в лучшем случае, десятую часть сборника, а по своим художественным достойнстівам может быть отнесен на самый дальний план. Писатель может брать любую тему и поселить своих героев в любой обста­ новке. Но альманахи, издающиеся в ваши дни писательскими областными организа­ циями, не могут не отражать происходя­ щего в действительности, такой насыщен­ ной событиями и переживаниями*. Иначе аль­ манах будет говорить не о литературном богатстве Области, а о неумении им поль­ зоваться. Когда систематически елеДишъ за аль­ манахами, кажется, что материал в них не шинируется, не организуется, а подбирает си случайно. (Нетерпеливый читатель может бросить альманах «Новая Сйбцрь», не дойдя до поэтического рассказа Г. Кунгурова «Чаг- дар», неправильно заверстанного в самый конец. С первых страниц этого рассказа о мон­ гольском революционном художінике-даріха- те 'читатель перерооится в неведомый ему мир, где ширина горизонта позволяет ви­ деть очертания бесконечных холмов, [напо­ минающих лунный ландшафт. Просторам монгольских степей соответствует несколь­ ко медлительный ритм рассказа. Поэтиче­ ское восприятие ремесла дархана, знание тонких деталей монгольского быта, уменье точно живописать пейзаж — показывают, что автор изучил и полюбил Монголию и 'может хорошо о ней писать. «Чалдар», как одно иіз лучших произве­ дений советских писателей о Монголии, мог бы украсить альманах, но его прида­ вили отрывки из больших романов. Общий унылый тон альманаха не разби­ вают довольно своеобразные импровизации слепого якутского поэта Тимофееіва-Тереш кина «Сгалинілобедитель», не спасают 'аль­ манаха и неплохие стихи молодых ПОЭТОВ’, о которых говорилось в начале статьи, стихи же Ольхона из книги «Окраины ми­ лой отчизны» еще более подчеркивают присущие .альманаху недостатки. 'Названия стихов Ольхона наводят на размышление, что перед нами какая-то свое­ образная географическая нарта. «Остров большого Диомида», «Пролив Беринга», «Бухта Амбарчик», «Восточно-Сибирское море», «Ленские Оклады ниже Олекмы», «Речка Поледуй» — так без поэтического осмысливания автор вводит географию в поэзию. И герои этих стихов — «многоли­ кие идолы-горы», «море дымящихся глыб», «причуды камней», «чудеса богатырской Природы в' боі атырсжой чудесной стране». іВ этих стихах правдиво передано чувст­ во 'восторга советского человека передок- раинами нашей отчизны, но в них не вид- іно людей, которые преобразили эти ок­ раины. (Как бы аккомпанируя всеоду материалу сборника, Ольхой прошлое воспроизводит поэтически, а о современности говорит лишь в [риторических концовках к отдель­ ным стихам, вап-ример: Отставших нет. Проверен путъ (Не нужен лот. Звездой арктическою будь, Полярный флот. («Пролив Беринга») Здравствуй, здравствуй, море древнее; Неприветливое, гневное! Мы твоей волной умоемся И еше е тобой поборемся. («Восточно-Сибирское море»). На грустные мысли о неиспользованных возможностях наводит иркутский альма- 113

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2