Сибирские огни, 1946, № 2
БИБЛИОГРАФИЯ Неиспользованные возможности Многочисленные, выпускаемые почти в каждом крупном областном городе, лите ратурно-художественные альманахи гово рят о литературном богатстве страны. Многие писатели через эти альманахи -вошли в большую литературу. На талант ливую писательницу Веру Панову, напе чатавшую сейчас в журнале «Знамя» ин тересную повесть «Спутники», обратили внимание, когда в молотавском альманахе появилась «Семья Пирожковых». Автор хорошего романа «Сыновья» В. Смирнов дебютировал в ярославском альманахе. После появления в горьковском альмана хе глав из романа Костылева «Иван Гроз ный» роман вышел в Москве. По примеру великого -собирателя сил молодой советской литературы—М. Горь кого, редколлвтии альманахов часто печа тают произведения молодых, еще никому неизвестных литераторов. Этой хорошей традиции следует и аль манах «Новая Сибирь». В шестнадцатой книге дан цикл стихав молодого поэта Льва Стако-льникоіва и стихи начинающих поэтов Забайкальского фронта. По лаконичным, мужественным стихам Льва Стекольникова видно уже сложив шагося поэта. Он, преклоняясь перед при родой. ищет в ней выражения привлекаю щих его свойств характера советского че ловека. Поэт хочет быть таким же упор ным и непреклонным, как «колючебровый гигант» — кедр, он восхищается уменьем своего «краснолобого приятеля» — дятла «настоящих друзей узнавать», его трога-ет забота о лесном путнике в «замшелой» охотничьей избушке. То же мироощущение советского чело века звучит в стиха-х «Поэтов Забайкаль ского фронта», лучше других выраженное В. Коневым в маленьком стихотворении «Песня без слов». Я ночью скакал на монгольском -коне К. вершине Улан-Субуктуи. И тесня без слов заминала во мие О той, что так сильно люблю я. Мохнатые сосны бежали назад, (Блестя серебром под луною. Мне иней садился на черный бушлат, На шлем с пятикрылой звездою. Потрескивал первый октябрьский мороз. Сиверко дул іс перевала. А песня, -казалось, взлетала до звезд И сердце мо-е согревала. Хотя нет еще ів стихах молодых поэтов, впервые печатающихся в «Новой Сибири», зрелого мастерства, но появление их в аль манахе оправдано. В них дано непоередет_ ванное ощущение жизни и советской дей ствительности. Не так успешен опыт с привлечением начинающего прозаика Дм. Яблонского, на писавшего роман «Таежные буреломы». К сожалению, почти во івоех областных альманахах прочно укоренился обычай пе чатать отрывки из больших произведений. (На -примере «Новой Сибири» можно -дваж ды доказать, какой вред и автору и аль манаху причиняет этот обычай. Яблонский, очевидно, человек способ ный. Он подметил, например, что семенов ские казаки тяготились необесодймостыо бороться на стороне японцев против рус ских. «іКреикий народ, хоть и большаки, -— говорит один из казаков, наблюдая одену борьбы японцев с большевиками. — Рус ский, он русский и -есть, — угрюмо -под твердил другой казак, —«рак^ный либо, бе лый ли, а характер один — русский». Правдиво переданное автором душевное состояние семеновцев да-ег основание пред положить, что из Яблонского может -сфор мироваться серьезный писатель. -Но в опу бликованных отрывках допущено столько1 погрешностей, что -внимание 'читателя к-эн_ центрируется не на положительном, а на отрицательном. Читатель начинает -сомне ваться в правдивости изображения япон_ ц-ев, потому что они пьют сакэ чайными стаканами. Недоумение по поводу беспре пятственного следования японского броне, поезда в центр Забайкалья не рассеивается, а увеличивается по мере чтения. Русские, пропустившие бронепоезд в Читу, начинают казаться простодушными глупцами. Оче. видно, в романе івсе это более обоснован но. Опубликовав отрывки из романа Яб лонского, редколлегия поставила автора под удар, которого, он, может быть, и не заслужил. Также не дают верного представления об умном, глубоком, своеобразном романе Георгия Маркова «Строговы» отрывки из него, озаглавленные «Зима двадцатого го да». В то время как в романе самое интерес ное— развитие человеческих характеров, отрывки из н-его выбраны по какому-то 112
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2