Сибирские огни, 1946, № 1

Б вариантах этой песенки рассказывает­ ся о девушке, переменившей синий плато­ чек на красноармейский шлем, о синем вы­ шитом платочке, посланном на фронт, ко­ торым раненый боец перевязывает раны: «Вот ведь какое бывает На перекрестке дорог, Даже в атаке он помогает Девичий скромный платок». Популярная довоенная боевая песня «Три танкиста» (слова Б. Лакжина) также 'запи­ сана нами ® переделке на новый лад. Ес­ ли прежде в ней рассказывалось о танки- стах-пограничмикак, охраняющих! восточ­ ные рубежи нашей Родины, дающих отпор перешедшим границу самураям, то теперь в ней поется о борьбе с фашистами: «Расскажи-ка, песенка подруга, Как дерутся с черною ордой Три танкиста, три веселых друга, Экипаж машины боевой. Не дают они фашистским танкам, Темной ночыо в тыл пробраться к нам, Без пощады бьют фашистов с фланга, Угощают крепко по зубам. Не одну фашистскую гадюку Укротили силой огневой Три танкиста, три веселых друга, Экипаж машины боевой». (Записано в с. Парабель от Вяжевой). Встречаются переделки на новый лад из­ вестных народных песен, например, «Степь да степь кругом...» В старой песне «Степь да степь кругом» поется о смерти в степи ямщика, в новом варианте рассказывается о фронте, о думах боштов перед атакой: «Степь да степь кругом С четырех сторон, В той степи глухой Вгрызся в землю фронт. Орудийный гром, Пулеметы бьют. Каждый вспомнил дом И семью свою...» (Колпашево, Вишневская). Наконец, в с: Зайкино (Колпашевский район) нами записана переделка песни «Не вейтеся чайки над морем». Песня эта сло­ жена была в русско-японскую войну 1905 года о гибели крейсера «Варяг». В граж­ данскую (войну она была переделана даль ­ невосточными партизанами в партизанскую песню. Теперь эта песня переживает «третье рождение», в нее вплетены строч­ ки о борьбе с фашистами: «Нет, не придется буржуям В нашей стране пировать, Придется, придется немчурам, В Германыо назад удирать». (Зайкино, Бахарена Е. В., 1943 г.). В сатиру, пародию на немцев и Геб­ бельса переделаны куплеты «Водовоза» из кинофильма «Волга-Волга»: «Немцы лезли .в Ленинград И в Москву, что на парад. Но прорвались их ряды, И ни туды и ни сюды. Геббельс часто в сводках врет, Много в них воды он льет, Эти сводки без воды И ни туды, и ни сюды». (Колпашево, Мих. Пиоунко, 1943 г.). Великая Отечественная война опреде­ лила и характер самостоятельного творче­ ства нарымчан. Оригинальные песни сло­ жила иарымекая народная песенница Г. Р. Костырева. Большой знаток народной пес­ ни, она не довольствуется исполнением старых народных песен и создает новые. Песни Костыревой посвящены теме Вели­ кой Отечественной войны. Она поет о Ро­ дине, о силе Красной Армии, о товарище Сталине. Песни ее полны гнева и ненави­ сти к фашистам. Они проникнуты, уверен­ ностью в нашей победе. В песне о добро­ вольце сын, уходя в Красную Армию, обещает родителям: «Стану я героем в отважном бою И не дам пощады злодею-врагу. Любимый наш Сталин, Великий наш Вождь, Сильна Красная Армия И крепка наша мощь». В другой песне Г. Р. Костыреэой «Ж е ­ лание матери» — мать, провожая сына до­ бровольца, наставляет его: «По полям, лесам рыщи, Вражьи тропы разыщи, Чтоб их не было следов У советских городов». В ее песне «Партизанская» старый пар­ тизан заявляет: «Мы годимся еще Красной Армии. Доберемся мы до Германии». В звонких, энергичных строчках песни «Летчики» песенница призывает: «Не жалейте бомб, наши летчики, Бейте гадов, пулеметчики, За Родину идите, наши летчики, За Сталина бейтесь, пулеметчики». Следует заметить, что все эти песни Г. Р. Костырева сложила летом 1942 г. Песни ее — ценное свидетельство глубо­ кой веры народных масс в нашу неизбеж­ ную победу даж е в самые трудные и грозные для Родины дни Великой Отече­ ственной войны. Широкий и многообразный отклик на­ шла Великая Отечественная война в ча­ стушках, этом «непрерывном и подлинно народном творчестве рабочих и крестьян» (М. Горький). Частушка, благодаря своей, лаконичности, подвижности, раньше дру­ гих устно-поэтических произведений от­ кликнулась на события войны. Довоенная частушка воспевала мирную зажиточную и культурную жизнь совет, окого народа под ярюйм солнцем Сталин­ ской Конституции. В Нарыме, населен ном русскими, остяками и эвенками, пе­ лось о дружбе народов, населяющих Со­ ветский Север, о готовности их защищать новую счастливую жизнь. Великая Отече­ ственная война внесла и частушку новые темы и мотивы. Молодежь выражает в частушках нена­ висть к фашистским варварам, уверенность в разгроме врага, поет о своей готовности биться с врагам и трудиться во имя победы. Провожая друга на войну, девушка ох­ вачена одним желанием — уничтожить врага:

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2