Сибирские огни, 1946, № 1
„Второе рождение44" Книжка стихов поэтессы Елизаветы Стюарт «Второе рождение» — хорошая книжка. Мне могут возразить, о к а зав ,, что подобных стихов бывало .немало в наядах журналах и газетах, что в книжке Стю арт нет особо «выдающихся», запоминаю щихся стихотворений, нет громкого голоса «•от лица народа» и т. д. Такое возражение неправильно уж е по тому, что у народа есть » «громкий го лос» и личные, интимные, ие выпирающие назойливо наружу, чувства и пережива - ния. Вот по этой последней «линии» и идут лирические стихи Стюарт. Чем автор убеждает нас в своей право те? Внутренне честным отношением к со бытиям, но' времени, доказательными, порой хорошо и наблюдательно подмененными деталями; ненавязч!ивосгыо личных ассо циаций, искренним тоном стихов человека, убежденного (я бы подчеркнул это слово) в своей правоте, в правильности своих поступков, чувств и выводов. Сборник открывается стихотворением «Ты лети, мое слово» — лирической «дек ларацией» о роли, о назначении слова по эта в обществе. «Слово» должно все ви деть, во все проникнуть, о т всего (и от горя, и от радости, от жизни и смерти) взять самое важное, обрести какую-то со вершенную форму, умудренность и стать неуязвимым, стать сильным, красивым, стать верным оружием ® руках поэта, спутником друзей поэта ® их делах, .в их борьбе. Сборник посвящен дням Отечественной войньц Он имеет 3 раздела: «Пути серд ца», «Север», «Второе рождение». В первом разделе — несколько вещей об отступлении, о расставании с родным домом, с обжитым кусочком своей земли. Здесь есть до слез трогательные подроб ности о детстве, о юности, хотя автора и можно, пожалуй, упрекнуть в малой, прав да, доле, но все же сентиментальности, хотя кто сказал, что здоровая сентимен тальность вдет во вред поэзии? Она по могает раздумьям человека о судьбе, о своей доле, углубляет наши переживания. Тон стихов этого раздела, несмотря на вышесказанное, вое же оптимистичен. Опти мистическая грусть! Хотя и звучит пара доксально, но тем не менее это так. З а вершен раздел стихами о сыне, который стал в дни войны крепким и сильным и которого мать провожает в бой, благо словляя етх) оружие воина и мстителя. Это стихотворение, мне думается, наиме нее удачное в разделе, так как уже в с а мом замысле — очевидность развития это го замысла, и поэтессе не удалось здесь Елизавета Стюарт. «Второе рожде ние». Стихи, Новосибгиз, 1946 г. «увильнуть» от известной «общепринятэ- с т в » . Хорошо наблюденные детали то и де- ло радуют наш глаз во втором разделе — «Север»: «...Как цвета голубиного пера На голых сопках зреет голубика». «...И щель раскалывает скалы, Чтоб только дать цветам приют». Лучшее стихотворение раздела «Во фронтовом клубе». «И вот на полотне экрана, Сверкнув далекою красой, Сирень качнулась крупным планом, Отяжеленная росой». «...И кто-то молодой, тоскуя, Сказал: — А здесь сирени нет...» Немного досадны в этих интересных стихах словечки: «Браток», «тоскуй — злее будешь». Напрасно Стюарт нарушила лирический полуголое вещи и внесла чер ты бытовизма. Вещь больше бы убеждала лирической «недоговоренностью», не надо до конца уточнять всего — ведь читатель тоже думать умеет, додумывать и дочув- ствовать умеет — ему только нужен по этический намек, тропинка сюжета, — за чем ж е асфальтировать за него всю до рогу? Третий раздел, как явствует из заглавий «Весна», «В освобожденном городе» и др., посвящен победному шествию войск наших на Запад, теме освобождения от врага своих домов, полей, садов... Здесь, как это ни досадно, многое уже предопределено названием самого раздела и это как то разочаровывает. И все же сборник «Второе рождение» хороший, издание его .вполне оправдано та кими стихами, как «Весна», «В 'старом го роде», «Полярные ромашки» и отличным стихотворением «Чайка». Эти вещи пока зывают нам Ел. Стюарт как вдумчиво ра ботающего, думающего, растущего поэта. Можно пожелать, чтобы она после дета лей, разрастающихся -в тему лирического стихотворения (этим она овладела), начала работать посмелее, начала бы, если так можно оказать, поэтически разрешать воп росы, самые жгучие для ее поколения. С ростом мастерства это должно притти, но об этом надо поэту заботиться, л не ждать, когда «оно придет». Надо вопросы «зах- 4 ватывать» пошире, поострее, посмелее. Лирика от этого станет еще более близ кой читателю, более волнующей, застав ляющей его не только чувствовать, но и задумываться, думать. Ведь лирика — не только в темах любви и детства! Этой зре лости чувств и широты раздумий, лириче ской смелости, что ли, и хочется пожелать способной поэтессе. НИК СИДОРЕНКО .
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2