Сибирские огни, 1946, № 1
нее. Этот вопрос может быть правильно решен лишь в зависимости от индивиду альных творческих особенностей того или иного поэта. Несомненно, однако, что проблема характера является одной из са мых сложных творческих проблем, стоя щих перед советской поэзией. в своей книге «Байкал» Ольхон пытал ся создать характеры, но эти попытки остались тщетными. Наиболее удачными оказались в книге лирические «безгерой- ные» стихи. Это, конечно, связано с осо бенностями, свойственными творчеству Оль- хона, и, в первую очередь, с известной ог раниченностью его поэтического метода. Книга «Байкал» издана в Москве. Под черкивая это, -я вовсе не_хо,чу сказать, что если бы она была издана в Иркутске, то Новая книга об Диапазон исторического повествования В. Сафонова!1 широк. Автор не ограничивается только описа нием похода Ермака эа Камень, «в место немеряное, в яелюдье раздольное», а вос создает широкую картину жизни Руси XVI веша. В. Сафонов рисует последствия оприч нины, справедливо видит их не только в искоренении боярской измены и укреплении царского самодержавия, но и в усилении эксплоатации крестьянства. Он замечает и волости странного запустения, «гдз только сухой чернобыльник качался по ветру на шалях. Клок гнилой соломы тор чал из-под снега, стояла грибом церковь с рухнувшей звонницей и с выломанными дверями и окнами; цдутья молодого леса лезли между трухлявых остатков избяных оугробов», а сотни и тысячи крестьян брели от цовык помещиков на юг — «3,а солнышком! В Дикое ноле! В казаки!». Автор видит и процесс расслоения, на чавшийся на вольном Дону и зачатки бу дущей крестьянской войны, первый взрыв которой через четверть века потрясет Русь. На этам фоне противоречивой, полной тревожными событиями эпохи царствова ния Ивана IV, IB. Сафонов показывает по ход Ермака в Сибирь, как один из эта пов в образовании многонационального централизованного государства. - Это не обычный казацкий поход «за зипунами». По своему значению он скоро перерастает планы купцов Строгановых, решившихся на самую большую игру, «ка кая когда-либо затевалась ,в строгановском роду, игру и с казаками и с воеводой, и г самим царем» и становится событием в ис. тории земли русской. Когда дрогнувшие казаки отступают к Камню, путь в новые земли уже открыт стрелецким полкам 1 В. Сафонов. «Дорога на простор», И з д -ibo «Советский писатель». М. 1945 г. к ней следовало бы отнестись снисходи- тельнее. Требования к литературе не определяют ся климатическими условиями и не зави сят ни от параллелей, ни от меридианов. То, что хорошо в Иркутске, и в Москве хорошо. То, что в Москве плохо, точно так же плохо и в Иркутске. Если порою случает ся не так, то виноваты в этом не требования к литературе, а люди, которые их неверно понимают. Эти люди, страдающие хрони ческим понижением требований к литера туре, есть повсюду. В Сибири им кажутся хорошими плохие стихи, написанные в Мо скве. В Москве им кажутся хорошими плохие стихи, написанные в Сибири. Л. ЛЕВИН . истории Сибири русского царя, чью высокую руку при знали завоеватели. Центральный в романе образ Бркшка- Тимофеевича очень интересно раскрывает ся автором. Он сразу (вводится в повествование, как вождь и организатор казачества. Уже впервые .появившийся на страницах романа чернобородый коренастый казак, извест ный в станице как «бобыль-векоауш», тре бует от строптивого царского посла на- Доиу организации похода против Крым ского xaiHia. — Вооружи войско. Всю реку подымем. В степях заморим Касимку. За Ермаком уходят казаки и в Приазов. ские степи и на просторы великой русской, реки. Беспрекословно подчиняется атаману «гулевая Волга», беспощадно, по донско му обычаю, расправляется он со всеми, кто рискнул поднять руку на артельную собственность, решился не вьшсшгить при каз атамана. Ермак показан умелым организатором во время подготовки сибирского похода, та лантливым полководцем в боя!х с много численным татарским войском, дальновид ным политиком, понимавшим, что без Мо сквы не удержать новые земли. Таковы основные черты образа леген дарного атамана. Н о Ермак мог бы быть показан полнокровнее и ярче, если бы автор щедрее раскрыл нам внутренний мир своего героя, смелее ввел читателя в круг мыслей и чувств казацкого атамана. В исторической литературе распростра нен такой прием в построении сюжета, когда подлинные исторические события являются лишь фоиом, средой, в которой действуют вымышленные герои, незаметные участники больших событий. От этого традиционного приема не со всем свободе» В. Сафонов в своем романе — у него роль такого героя, маленького- человечка, через восприятие которого про ходят многие события и на Дону, и во
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2