Сибирские огни, 1946, № 1
дана. У него «от отцов и дедов — ловец кий талант», он «знает рыбьи повадки», он «прославил рыбачье свое ремесло». Но че ловеческий образ не создается перечисле нием даже самых отменных качеств. Не удивительно, что и в стихотворении Оль хона мы находим не образ Двоедана, а лишь каталог несравненных достоинств этого человека. То же самое можно сказать и о «На- стеньке-рыбачке». «Нынче Настя — знат ная колхозница, в неводьбе за нею не уго нишься», пишет Ольхон. С этой маловы разительной характеристикой соседствуют обычные в таких случаях портретные д е тали («тугие косыньки», «глаза руса лочьи», «губы, алым солнцем опаленные»), да весьма искусственная аналогия с грече ской богиней Афродитой. В результате все это существует в стихотворении отдельно, само по себе, и за всем этим не возника ет цельный человеческий образ. Стихотворение «Загон лося» значительно удачнее именно потому, что образ баргу- зияского следопыта Кости Буткина дается *в нем 'вне каких бы то ни было коммен тирующих слов, выразительно и энергично. Авторские примечания, которыми Оль хон так часто пользуется, действуют раз рушительно и в тех случаях, когда автору удается достичь известного поэтического эффекта. В стихотворении «Иркутяне в Сталинграде», снабженном, кстати сказать, слишком ответственным эпиграфом («Есть упоение в бою»), изображается, как вои ны-сибиряки спешат на помощь героиче скому городу. Сталинградский военный пейзаж мало удался Ольхону. А в небе, в пропасти, Простреленной насквозь, Гудело, выло, лязгало, рвалось. Эта глагольная баталия вряд ли дости гает того результата, на который она рас считана. Однако, описывая тревожное, му чительно-нетерпеливое ожидание, волную щее солдат во время переправы через "Волгу, Ольхон почти добивается искомой силы воздействия, но тут же сам разруша ет ее удивительно неуместным авторским примечанием: «а волноваться было отче го...» Это сказано про солдат, под огнем переправляющихся через Волгу, для того, чтобы несколько часов спустя, быть мо жет, умереть среди развалин Сталингра да. Действительно, им было отчего волно ваться... Вообще подлинного ощущения военной темы у Ольхона нет. «Огнем бушуют вьюги-непогоды, грохочет сталью ветер фронтовой»—в этих строках отчетливо вы ражено приблизительное ощущение войны, свойственное поэту. «Под плащпалаткой часто спали рядом, Делили хлеб и водку, и табак» — это как раз те самые первичные и самые поверх ностные черты военного быта, которые без всякого труда, сами собой входят в так называемую фронтовую лирику. Самым удачным разделом книги Ольхо на несомненно является «Утро на Витиме». В этом разделе собраны небольшие лири ческие стихи. Впрочем, последнее стихо творение предыдущего раздела, озаглав ленное «Вечерины», служит как бы тем звеном, которое связывает этот малоудач ный раздел с последующим, гораздо более удачным. В «Вечеринах» также можно найти от дельные слабые строки или даже строфы, но эти мелкие недостатки с лихвой оку паются верностью тона и цельностью чув ства. Поэт с полным правом гордится своими байкальскими знакомцами: «Как пойдут по улице Подгорной, словно лес шагает мо лодой». В данном случае отпадает всякая надобность в назойливых авторских ком ментариях. Народное веселье изображено в этом стихотворении несравненно живее, ярче и эмоциональнее, чем колхозный праздник в «Солдатских проводах». Истинно-народная песенная стихия ощу щается в «Вечеринах» не только потому, что автор цитирует частушки, полные за дорного веселья, но и потому, что все стихотворение тесно связано с сибирским фольклором. Голос поэта звучит в «Вече ринах» совсем иначе, чем в «Солдатских проводах»: И пойдут по улице Подгорной Все мои знакомцы и друзья, Плясовою поступью проворной Над обрывом берега скользя. В еще большей степени это относится к разделу «Утро на Витиме». Маленькие ли рические стихотворения, составляющие этот раздел, проникнуты настоящим по этическим чувством. Посвященное М. К. Азадоискому «Байкальское сердце» при надлежит к числу самых удачных стихо творений, напечатанных в книге (досадно лишь, что в нем оказались банальные «острова лазурной мглы»). У^цачнь; также в «Утро на Витиме» и «Весна в Бупульзае», и «Май — месяц любви» и «Сентябрь — месяц разлуки». Во всем заключительном разделе книги только стихотворение «Прибой на острове Ольхоне» нельзя признать удачным, ибо поэтическая параллель, на которой оно по строено, носит несколько претенциозный характер. Таким образам, «Байкал» как бы распа дается на . две составные части. В первой из них — к сожалению, большей — соб раны преимущественно плохие стихи, во второй—к сожалению меньшей — преиму щественно хорошие. Вывод как будто напрашивается сам со бой — разрабатываемая во второй части книги лирическая тема Байкала, его при роды, его людей, его, так оказать, поэти ческой души, видимо, ближе Ольхону, чем суровая (военная тема, с которой так или иначе связано большинство стихотворений, составляющих первую часть книги. Этот вывод, сам по себе безусловно справедливый, является, однако, недоста точным. Такие стихотворения, как «Поли- карп Двоедан» или «Настенька-рыбачка», тоже посвящены Байкалу и его людям, то-есть именно той теме, которая особенно близка Ольхону. Между тем эти стихи, как уже говорилось выше, явно неудачны. Дело, мне кажется, в том, что перед по этом, пытающимся создавать человеческие характеры, возникают особые трудности. Разумеется, вряд йи стоит обсуждать воп рос о том, что в поэзии легче и что труд
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2