Сибирские огни, 1946, № 1
КРИТИКА и БИБЛИОГРАФИЯ О московской книге сибирского поэта Книга Анатолия Ольхояа «Байкал», и з данная в 1945 году в Москве, имеет под заголовок: «Стихи и поэмы». Невольно возникает вопрос — какие же из вклю ченных в книгу произведений автор счита ет поэмами? Если исходить из того, что главным признаком поэмы, отличающим ее от сти хотворения, является размер, то в книге Ольхоиа безусловно должно быть призна но поэмой произведение «Солдатские про воды». Правда, оно открывает раздел, оза главленный «Стихи о Сибирской дивизии», но .в данном случае слово «стихи» упот реблено в его самом широком смысле. Принадлежность же солдатских проводов к жанру поэмы, поводимому, не вызывает ни у автора книги, ни у ее редактора С. Обрадовича никаких сомнений. В самом деле, «Солдатские проводы» занимают в книге пятнадцать страниц, да еще пети- / том. Нельзя же такое длинное произведе ние считать обычным стихотворением. Р а зумеется, это поэма. Руководствуясь подобным представлени ем о поэтических жанрах, не трудно наз вать и другие поэмы, обещанные автором в подзаголовке. «Баргузинские соболя» за снимают в книге около десяти страниц, «Моя прабабушка Устинья Ильивишна*— около семи, «Вечерины» — тоже около семи. Следовательно, есть все основания считать эти произведения поэмами. Итого в книге насчитывается четыре поэмы. Обе щание, данное автором в подзаголовке, вы полнено в точности. Однако, от этих оптимистических выво дов придется отказаться, если подойти к определению жанра поэмы не только с точки зрения размера. Давно доказано, что, следуя этой точке зрения, легко при нять за поэму растянутое, Непомерно длин ное стихотворение, а действительную по эму, если она невелика по размеру, опре делить как стихотворение. Произведения, принимаемые Ольхоиом за поэмы, на самом деле вовсе не являются поэмами. Это — длинные, порою слишком длинные стихотворении, среди которых есть более удачные и менее удачные, но— увы — нет ни одной поэмы. Прежде всего это относится к «Солдат ским проводам». В «Солдатских проводах» Ольхой изо бражает традиционный осенний праздник, устроенный сибирским колхозом по случаю очередного призыва в армию. Автор под робно описывает нарядное убранство кол хозного клуба, тщательно излагает ход подготовки к празднику и добросовестно перечисляет все яства, украшающие празд. яичный стол. . Охарактеризова:в далее знатных людей колхоза, собравшихся на проводы, автор предоставляет слово знаменитому байкаль скому следопыту Степе Буткину и завер шает свое произведение песней под бое вым партизанским знаменем. Время от времени повествование преры вается с тем, чтобы дать место лириче ским отступлениям, в которых автор вы ражает свою любовь к советскому Байка лу, а также сообщает читателю кой-какие факты из собственной биографии. Таким образом «Солдатские проводы» являются, в сущности, своего рода стихо творным отчетом о колхозном празднике. Автор, видимо, хотел опоэтизировать этот отчет, возвести его в степень подлинной поэзии. _Эту задачу нельзя не признать ин тересной, тем более, что Ольхон, судя по некоторым другим его стихам, хорошо зна ком с сибирским фольклором. В связи с этим задача, которую он перед собой по ставил ,в «Солдатских проводах», могла быть решена особенно своеобразно и ярко. Это и -в самом деле могла быть поэма, глу боко эмоциональная и, что самое главное, проникнутая истинной народностью. Справедливость требует отметить, что в «Солдатских проводах» и сейчас есть от дельные удачи. Ольхону, например, уда лось одной выразительной деталью пока зать во весь рост старую сибирячку Устинью Ильигаишну. Явившись на кол хозный праздник, она, прежде всего, на правляется к портрету Сталина, «степенно, истово и молчаливо» отдает глубокий пок лон, а уже потом здоровается со всеми присутствующими. Этой детали достаточно, чтобы образ Устиньи Ильинишяы запомнился, не в при мер. скажем, образу знаменитого звероло ва Буткина, которого автор заставил про изнести необыкновенно казенные и стер тые слова. Однако удачных деталей в «Солдатских проводах» очень мало. Зато очень много самых разных подробностей колхозного праздника, в большинстве своем внешних, а поэтому совершенно невыразительных. Задача, поставленная перед собой Ольхо вом, осталась неразрешенной. Вместо по этического рассказа о колхозном праздни ке мы имеем дело со своего рода стихо творным протоколом этого праздника. Порою Ольхон пытается преодолеть про; токольность своего произведения. Он стре мится к тому, чтобы читатель почувство вал то, что чувствует он сам, но чего не
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2