Сибирские огни, 1946, № 1

18 пудов чистого мяса. Обидно, что такой лакомый кусок ушел от нас. В Казыре очень много рыбы. Плывем на плоту, и все время видно рыбу. Видели одного большого тайменя , — килограммов на 30, одного поменьше, несколько ленков и много хариусов. Жалею, что нет лодки Ели бы рыбу. Вчера ходил по берегу с берестой и заколол одного хариуса и ма­ ленького таймешонка. В двух километрах ниже Саянского по­ рога гибни,к кончился, началась живая тай­ га. Породы —• те же, что и раньше, — кедр, елка, пихта, немного лиственных — береза, осина, ольха, рябина. Лиственницы почти нет. 19 о к т я б р я . Понедельник. 12 часов. Устье речки Татарки. Останов­ ка из-за ветра — никак не дает плыть, дует с запада и на плесах останавливает плот. На карте указано ошибочно: зимовье значится между ручьем и Петровкой, а на самом деле оно на правом берегу Петров­ ки. Следовательно, тот перекат, из-за ко­ торого остановились вчера ночевать, был Петровский порог. Утром я его просмотрел и решил вещи перенести, а плот спустить. Так и сделали. Петровский порог проплы­ ли на плоту. На берегу видели сохатого. Журавлев стрелял, ранил, но, очевидно, легко. — зверь ушел. Почти у самой Татарки через реку перебегал медведь, хорошо было видно, как он прыгал, а потом поплыл. Стрелять было далеко. Погода стоит плохая. С 16 на 17 всю ночь шел счет, с 17 на 18 — тоже. Се­ годня ночью снега не было, зато сейчас • идет крупными хлопьями, с встречным ветром. Плыть нельзя. Просидели до 16 часов. Ветер полностью так и не стих. .Поплыли искать себе ночлег. От р. Татарки прошли два переката. Один, очень мелкий, плот пройти не смог, пришлось опять лезть в воду, толкать стяжками. Это по счету четвертая ванна. Здесь Казыр разбивается двумя галечными островами на три протоки, причем все оди­ наково мелкие. Остановились на ночлег с километр ниже р. Татарки. Прошли за день очень мало, причина — ветер. На пройденном участке — более80 ки ­ лометров — режим Казыра вполне уста­ новившийся. Почти нигде не наблюдал размыв берегов и образования новых острово1в. Можно сказать, что река с 1909 тода до настоящего времени не изменила своего русла. Заливаемая нижняя поймен­ ная терраса заросла многовековой тайгой, что дает возможность трассировать по ней линию железной дороги без особого ук ­ репления берегов и регуляционныхсоору­ жений. Затруднения будут представлять мостовые переходы боковых притоков, так как они несут с собой большой вынос ва­ лунов и галечников, который будет загро­ мождать отверстия. 20 о к т я б р я. Вторник. Остановились напиться чаю. Прошли 11 километров. Выехали утром . в 8 часов. Была морозная ночь, что нам кстати, а то мясо мокрое, могло бы испортиться. Сей­ час его подморозило. Проплыли благополучно. От ночевки до устья р. Яшиной проплыли 8 перекато®, от Яшиной до Саетки — 6 перекатов и ниже Саетки — 4. Перекаты довольно легкие. Плывем хорошо, если не считать, что не- много мешает встречный -ветер. Замедля- ет ход примерно на 11 километров в час. Утром шла шуга, но меньше, чем пер­ вый раз. На ходу с плота заколол хариу­ са весом около килограмма. Ночь. П о р о г «Щеки» или, к а к значится «а карте, «Стена». Доехали до порога к 16 часам. Прошли еще после дневного чая 6 перекатов. Итого за день 24 переката, из которых не все уж такие простые. (В порог спустили плот на веревке. Двое вели по берегу, а я стоял на руле. Д у ­ маю завтра провести плот таким образом сколько удастся, а потом отпустить. Н а­ деюсь, что плот пройдет цел, и мне удаст­ ся его поймать ниже порога. Место в' окрестностях порога исключи­ тельно интересное. Правда, горы не такие мощные, как в Центральных Саянах, но все-таки представляют достаточно 'внуши­ тельное зрелище. Река прорывается в у з ­ кую щель, зажата с боков в сильно и з­ вилистом ущелье. Повороты есть более чем под п р я м ы м углом при ширине реки метров 7—10. Спад очень большой. К со ­ жалению, у меня нет никакого инструмен­ та, которым я мог бы определить высоту' падения. Весной вода заполняет все ущелье. Сей­ час, благодаря малой Воде, порог не осо­ бенно интересен., Глубина ущелья метрое 16—20, а выше по обоим берегам ■—тер ­ расы, которые не отражены на карте. Рельеф и ситуация в этом месте изобра­ жены неверно. Для трассирования линий место не представляет никакого труда. Ход по террасе по своей сложности ничем не будет отличаться от других участков трассы, а я при камеральном трассирова­ нии представлял себе это место исключи­ тельно сложным и вынужден был уйти с левого берега на правый. В натуре этого не требуется. Можно легко трассировать линию и левым я правым берегом, в* зави­ симости от того, как это будет нужно на других участках линии. До Понамаревских заимок остается 99 километров, т. е. такое расстояние, кото­ рое можно пройти при любых условиях •— зимой, летом, в распутицу, без продоволь­ ствия и т. д., так что уже имею 80 про­ центов шансов на благополучное заверше­ ние своей поездки. Главное, что меня беспокоит, это то, что я обещал двадцатого , приехать, Сегод­ ня уже двадцатое, а я еще далек от це­ ли. Будут волноваться, и я никак не мо­ гу дать о себе знать. С продовольствием благополучно. Нет только крупы — нечем заправлять суя и не из чего варить кашу. Хлеба и сухарей имею 30—35 килограммов, мяса килограм­ мов 50, масла килограмма 2, есть соль, чай. Табаку мало. Других продуктов нет, но и с тем. что есть, можно еще свобод­ но жить дней 20. Исключительно плохо с обувью. У Ко­ сти сапоги почти развалились. Он ходит, подвязывая их веревочками. Есть вален­ ки, но у них пятки дырявые, так что мож­

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2