Сибирские огни, 1946, № 1

партий. Нужно было установить основные направления линия, выбрать руководящий уклон и определить ориентировочную стоимость строительства. На основе изу­ чения материалов предшествующих изы­ сканий и топографических карт, Александр Кошурников в короткий срок организовал рекогносцировочные изыскания по двум основным направлениям. Он обследовал главный перевал через Восточные Саяны. Кошурникова особенно интересовало на­ правление 'С выходом на Нижиеудинек. Правда, при этом нужно было строить тоннель длиною в 6.700 метров. Дело — сложное и стоящее дорого. Но, по мнению Кошурникова, строительство тоннеля мог­ ло компенсироваться невысокой стоимо­ стью прокладки железной дороге по­ длинной долине реки Казыр, где профиль будущей дорога ему ^представлялся до­ вольно легким. Проложив трассу по кар­ те, Александр Кошурников, в виду труд­ ности участка в суровых условиях мало­ исследованных горных хребтов и позднего времени, сам отправился на рекогносциро­ вочное обследование горного перевала и долины реки Казыр. Он взял с собой ин­ женеров А. Д. Журавлева и К- А. Сто- фато. На пути отряда изыскателей лежала непроходимая тайга, снежные белки Саян, многочисленные горные потоки и много­ водный порожистый Казыр, по которому предстояло спуститься на пло.тах до об­ житых мест. Зная о трудностях пути, Кошурников со всей серьезностью отнесся к подбору лю­ дей в свой маленький отряд. За несколько дней до отъезда он писал жене: «..;В. брать не хочу, — он утонил буровое оборудование во время путешест­ вия на плоту, боюсь, что и меня, по сво­ ей халатности, тоже может утопить...» Во втором письме: «Со мной едет Костя Стофато. Он был сейчас на торфоразработках, и мне удалось его оттуда выцарапать. Компаньон он, безусловно, подходящий. Здоровый парень и неплохой товарищ». 13 октября, отправляя проводника с оленями обратно в село Верхние Гутары, Кошурников послал жене, которая тогда работала на изысканиях в нижнем тече­ нии Казыра, последнее письмо): «Если маня долго не будет, то жди спокойно. У «меня слишком большая ж ад­ ность к жизни и со мной ничего не слу­ чится. В худшем случае прийду пешком. Здесь до жилья уже не так далеко — всего 150 километров, что при всех не­ благоприятных условиях можно пройти в 6— 10 дней». Маленький отряд смелых, отважных изыскателей отплыл на плоту вниз по Ка­ зыру. Погода портилась. Зима наступала рань­ ше обычного. Это осложняло условия про­ движения по Казыру, и отряду приходи­ лось пробиваться вперед с нечеловечески­ ми усилиями. Отряд прошел по Казыру 180 километров и миновал все наиболее опасные места. Впереди уже было пред. горье и до первого населенного пункта оставалось только 52 километра. Но по­ года продолжала ухудшаться, и силы участников отряда падали. Однако, это не могло сломить настой, чивости и упорства изыскателей. Они по- прежнему надеялись на успешное завер­ шение своего трудного похода и остава­ лись верными чувству гражданского дол­ га. Они все время вели наблюдения за бе­ регами долины Казыра, записывали — где лучше проложить трассу, где потребуется выемка, где насыпь, где и какой строи­ тельный лес можно рубить для будущих станционных зданий, где какой камень и для чего он пригодится и где можно бу­ дет брать песок и гальку для балласти­ ровки пути. Они как бы видели и буду­ щую- дорогу, и мосты через бурные при­ токи Казыра, и поезд, мчащийся по его берегу к высокому снежному перевалу. И в шуме многочисленных порогов им, быть может, слышались и грохот колес, и гуд­ ки паровозов. Они, чудесные русские лю­ ди, замечательные инженеры, влюбленные в свое дело открывателей, думали о бу­ дущем, о жизни, которая через несколько лет расцветет на суровых берега* Казыра, этой красивейшей реки Саянских гор. Распухшими руками, в которых едва держался карандаш, Александр Кошурни­ ков продолжал вести подробные записи в своем походном дневнике. Этот дн евни к - свидетельство подвига трех инженеров- изыскателей. Мы печатаем дневник с сокращением тех страниц, которые представляют интерес только для инженеров, строителей буду­ щей железной дороги'. Дневник А. Ж. Кошурникова 15 с е ' н т я б р я 1942 г.! Выехал из Новосибирска на поезде № 98 в 5 часов утра, с опозданием на 7 часов. Стофато остался. Должен выехать 17 сентября, чтобы догнать меня в Ниж- неудивске. 1 -Первая страница восстановлена с по­ мощью инженеров Задорожного и Ми- хайльчеяко, так как дословно прочесть ее невозможно. 16 с е н т я б р я . В Канске встретил Задорожного, и он ехал со мною в одном поезде три перего на. Из короткой беседы выяснил, что пло­ хо дело с хозяйством. Первый участок он закончил, на второй пепеезжает. 1 Дневник подготовлен к печати геоло­ гом Ф. Никитенко и писателем А. Коп- теловым. Ими ж е написаны предк еловле и послесловие к дневнику.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2