Сибирские огни, 1946, № 1
партий. Нужно было установить основные направления линия, выбрать руководящий уклон и определить ориентировочную стоимость строительства. На основе изу чения материалов предшествующих изы сканий и топографических карт, Александр Кошурников в короткий срок организовал рекогносцировочные изыскания по двум основным направлениям. Он обследовал главный перевал через Восточные Саяны. Кошурникова особенно интересовало на правление 'С выходом на Нижиеудинек. Правда, при этом нужно было строить тоннель длиною в 6.700 метров. Дело — сложное и стоящее дорого. Но, по мнению Кошурникова, строительство тоннеля мог ло компенсироваться невысокой стоимо стью прокладки железной дороге по длинной долине реки Казыр, где профиль будущей дорога ему ^представлялся до вольно легким. Проложив трассу по кар те, Александр Кошурников, в виду труд ности участка в суровых условиях мало исследованных горных хребтов и позднего времени, сам отправился на рекогносциро вочное обследование горного перевала и долины реки Казыр. Он взял с собой ин женеров А. Д. Журавлева и К- А. Сто- фато. На пути отряда изыскателей лежала непроходимая тайга, снежные белки Саян, многочисленные горные потоки и много водный порожистый Казыр, по которому предстояло спуститься на пло.тах до об житых мест. Зная о трудностях пути, Кошурников со всей серьезностью отнесся к подбору лю дей в свой маленький отряд. За несколько дней до отъезда он писал жене: «..;В. брать не хочу, — он утонил буровое оборудование во время путешест вия на плоту, боюсь, что и меня, по сво ей халатности, тоже может утопить...» Во втором письме: «Со мной едет Костя Стофато. Он был сейчас на торфоразработках, и мне удалось его оттуда выцарапать. Компаньон он, безусловно, подходящий. Здоровый парень и неплохой товарищ». 13 октября, отправляя проводника с оленями обратно в село Верхние Гутары, Кошурников послал жене, которая тогда работала на изысканиях в нижнем тече нии Казыра, последнее письмо): «Если маня долго не будет, то жди спокойно. У «меня слишком большая ж ад ность к жизни и со мной ничего не слу чится. В худшем случае прийду пешком. Здесь до жилья уже не так далеко — всего 150 километров, что при всех не благоприятных условиях можно пройти в 6— 10 дней». Маленький отряд смелых, отважных изыскателей отплыл на плоту вниз по Ка зыру. Погода портилась. Зима наступала рань ше обычного. Это осложняло условия про движения по Казыру, и отряду приходи лось пробиваться вперед с нечеловечески ми усилиями. Отряд прошел по Казыру 180 километров и миновал все наиболее опасные места. Впереди уже было пред. горье и до первого населенного пункта оставалось только 52 километра. Но по года продолжала ухудшаться, и силы участников отряда падали. Однако, это не могло сломить настой, чивости и упорства изыскателей. Они по- прежнему надеялись на успешное завер шение своего трудного похода и остава лись верными чувству гражданского дол га. Они все время вели наблюдения за бе регами долины Казыра, записывали — где лучше проложить трассу, где потребуется выемка, где насыпь, где и какой строи тельный лес можно рубить для будущих станционных зданий, где какой камень и для чего он пригодится и где можно бу дет брать песок и гальку для балласти ровки пути. Они как бы видели и буду щую- дорогу, и мосты через бурные при токи Казыра, и поезд, мчащийся по его берегу к высокому снежному перевалу. И в шуме многочисленных порогов им, быть может, слышались и грохот колес, и гуд ки паровозов. Они, чудесные русские лю ди, замечательные инженеры, влюбленные в свое дело открывателей, думали о бу дущем, о жизни, которая через несколько лет расцветет на суровых берега* Казыра, этой красивейшей реки Саянских гор. Распухшими руками, в которых едва держался карандаш, Александр Кошурни ков продолжал вести подробные записи в своем походном дневнике. Этот дн евни к - свидетельство подвига трех инженеров- изыскателей. Мы печатаем дневник с сокращением тех страниц, которые представляют интерес только для инженеров, строителей буду щей железной дороги'. Дневник А. Ж. Кошурникова 15 с е ' н т я б р я 1942 г.! Выехал из Новосибирска на поезде № 98 в 5 часов утра, с опозданием на 7 часов. Стофато остался. Должен выехать 17 сентября, чтобы догнать меня в Ниж- неудивске. 1 -Первая страница восстановлена с по мощью инженеров Задорожного и Ми- хайльчеяко, так как дословно прочесть ее невозможно. 16 с е н т я б р я . В Канске встретил Задорожного, и он ехал со мною в одном поезде три перего на. Из короткой беседы выяснил, что пло хо дело с хозяйством. Первый участок он закончил, на второй пепеезжает. 1 Дневник подготовлен к печати геоло гом Ф. Никитенко и писателем А. Коп- теловым. Ими ж е написаны предк еловле и послесловие к дневнику.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2