Сибирские огни, 1946, № 1

ДЕЛА и ЛЮДИ НЕИЗВЕДАННЫМ ПУТЕМ От ря д инжене ра А . М. Кошу рник ов а В самые суровые и грозные месяцы Оте. чественной войны ни на один день не останавливалась великая созидательная работа нашего народа. Ни на один день наши ученые не пре­ кращали своего труда. Геологи продолжа­ ли изучать минеральные богатства страны. Горные инженеры проектировали новые рудники и шахты. Металлурги и техноло­ ги, инженеры-строители создавали проек­ ты величайших заводов. Инженеры-изыска­ тели прокладывали трассы новых ж елез­ ных дорог. Увлекательна, почетна и благородна р а ­ бота изыскателей. Они первыми идут в неизведанные края, пробираются через ле: са и горы, переправляются через бурные реки, и на белых листая ватмана появля­ ются будущие станции и полустанки, мо­ сты и тоннели. За ними, инженерами- изыскателями, идет жизнь, взбудоражи­ вающая вековую тишину: растут новые города, вздымаются корпуса новых фабрик и заводов, появляются рудники и шахты, от стальной артерии прокладываются м го- гочисленные капилляры шоссейных дорог. Проходит два—-три года, и на пустынны-х просторах веселым костром разгорается жизнь. Она выдвигает свои новые требо­ вания, и изыскатели, отвечая на эти тре­ бования, идут дальше, открывают путь жизни в неведомые края. Дневник ивженера-изыска-теля может быть интересной, увлекательной книгой. Путешественники — бывалые люди — всегда приносят читателю свое взволно­ ванное сердце открывателей неизведанно­ го. Помня совет А. М. Горького, редак­ ция журнала «Сибирские огни» в конце 1940 года провела совещание бывалых лю­ дей. Шла речь об очерках и записках, о сотрудничестве в журнале. Писатели со­ ветовали бывалым людям во время их будущих поездок вести подробные днев ­ ники. На этом совещании присутствовал та­ лантливый инженер-изыскатель Александр Михайлович Копгурников, сын старого н- женера, строителя многих железных до­ рог. Александр Михайлович родился в 1905 году. Учился он в Томске, в гимна­ зии, потом — в Технологическом институ­ те. В юности он четыре года провел на Алтае, в деревне, где жил с матерью. Там он полюбил горы и бурные реки, привык к •питаниям по лесам и кручам. Там приобрел первые навыки охотника и ры­ болова. Там он видел, как лесорубы де ­ лают плоты и как «сплывают» «а них по быстрым горным рекам к могучей и спо­ койной Оби. Там, в окружении девствен­ но-суровой, непередаваемо красивой и не­ удержимо заманчивой природы, формиро­ вался его характер следопыта, путешест­ венника, изыскателя новых дорог. После окончания института Кошурников- работал на -изысканиях в области Коми, строил железные дороги Рубцовка—Рид- дер, Синарская—Челябинск и Янау-л— Шадринск. В 1940 году, когда он присут­ ствовал на совещании бывалых людей, го­ лова его была занята думами о заманчи­ вых поездках в южные районы Сибири, з горы, которые он любил, как юноша. Он думал о Южносибирской магистрали. Два первенца индустриализации страны — Сталиаск и Магнитогорск, как два зве­ на промышленно-экономического- преобра­ зования Сибири, требовали создания своей транспортной магистрали — Южсиба. Юж-сиб — это сквозной рельсовый путь от Магнитогорска через стели Северного Казахстана, Алтай, Салаир, Кузбасс, Куз­ нецкий Алатау, Минусинские степи и Во­ сточные Саяны до Тайшета. Эту крупней­ шую -железнодорожную магистраль, протя. жением в три тысячи километров, начали строить еще в первую пятилетку. Первое звено этой магистрали — Карталы—Ак- моливск — да-вно вошло в сеть железных дорог страны. Изыскания на линия Павло­ дар—Барнаул и Барнаул—Сталииск были сделаны в -последующие годы. Оставались самые трудные участки — Кузнецкий Алатау и Восточные Саяны. О прокладке трас-сы и постройке железной дороги в этих горных системах мечтал Александр Кошурки-ков. Война не остановила подготовительную работу к постройке будущей ма-гистралг, а наоборот ускорила ее. Этого требовала быстро развивающаяся промышленность. Этого требовали новые предприятия, пе­ реброшенные в Сибирь с запада. Работа по траос-и-ровапшо дороги велась круглый год. Ее не прерывали даже в суровые морозы и метели. Это бьгло не­ обычно для строителей железных дорог в условиях Сибири, н-о этого требовали ин­ тересы Родины. Александр Кошу-рников тогда работал на прокладке трассы в рай­ оне Абакана. А осенью 1942 года его пе­ ребросили в Восточные Сая-ны. О-н стал начальником большой экспедиции, в кото­ рую входило несколько -изыскательских

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2