Сибирские огни, 1946, № 1
ДЕЛА и ЛЮДИ НЕИЗВЕДАННЫМ ПУТЕМ От ря д инжене ра А . М. Кошу рник ов а В самые суровые и грозные месяцы Оте. чественной войны ни на один день не останавливалась великая созидательная работа нашего народа. Ни на один день наши ученые не пре кращали своего труда. Геологи продолжа ли изучать минеральные богатства страны. Горные инженеры проектировали новые рудники и шахты. Металлурги и техноло ги, инженеры-строители создавали проек ты величайших заводов. Инженеры-изыска тели прокладывали трассы новых ж елез ных дорог. Увлекательна, почетна и благородна р а бота изыскателей. Они первыми идут в неизведанные края, пробираются через ле: са и горы, переправляются через бурные реки, и на белых листая ватмана появля ются будущие станции и полустанки, мо сты и тоннели. За ними, инженерами- изыскателями, идет жизнь, взбудоражи вающая вековую тишину: растут новые города, вздымаются корпуса новых фабрик и заводов, появляются рудники и шахты, от стальной артерии прокладываются м го- гочисленные капилляры шоссейных дорог. Проходит два—-три года, и на пустынны-х просторах веселым костром разгорается жизнь. Она выдвигает свои новые требо вания, и изыскатели, отвечая на эти тре бования, идут дальше, открывают путь жизни в неведомые края. Дневник ивженера-изыска-теля может быть интересной, увлекательной книгой. Путешественники — бывалые люди — всегда приносят читателю свое взволно ванное сердце открывателей неизведанно го. Помня совет А. М. Горького, редак ция журнала «Сибирские огни» в конце 1940 года провела совещание бывалых лю дей. Шла речь об очерках и записках, о сотрудничестве в журнале. Писатели со ветовали бывалым людям во время их будущих поездок вести подробные днев ники. На этом совещании присутствовал та лантливый инженер-изыскатель Александр Михайлович Копгурников, сын старого н- женера, строителя многих железных до рог. Александр Михайлович родился в 1905 году. Учился он в Томске, в гимна зии, потом — в Технологическом институ те. В юности он четыре года провел на Алтае, в деревне, где жил с матерью. Там он полюбил горы и бурные реки, привык к •питаниям по лесам и кручам. Там приобрел первые навыки охотника и ры болова. Там он видел, как лесорубы де лают плоты и как «сплывают» «а них по быстрым горным рекам к могучей и спо койной Оби. Там, в окружении девствен но-суровой, непередаваемо красивой и не удержимо заманчивой природы, формиро вался его характер следопыта, путешест венника, изыскателя новых дорог. После окончания института Кошурников- работал на -изысканиях в области Коми, строил железные дороги Рубцовка—Рид- дер, Синарская—Челябинск и Янау-л— Шадринск. В 1940 году, когда он присут ствовал на совещании бывалых людей, го лова его была занята думами о заманчи вых поездках в южные районы Сибири, з горы, которые он любил, как юноша. Он думал о Южносибирской магистрали. Два первенца индустриализации страны — Сталиаск и Магнитогорск, как два зве на промышленно-экономического- преобра зования Сибири, требовали создания своей транспортной магистрали — Южсиба. Юж-сиб — это сквозной рельсовый путь от Магнитогорска через стели Северного Казахстана, Алтай, Салаир, Кузбасс, Куз нецкий Алатау, Минусинские степи и Во сточные Саяны до Тайшета. Эту крупней шую -железнодорожную магистраль, протя. жением в три тысячи километров, начали строить еще в первую пятилетку. Первое звено этой магистрали — Карталы—Ак- моливск — да-вно вошло в сеть железных дорог страны. Изыскания на линия Павло дар—Барнаул и Барнаул—Сталииск были сделаны в -последующие годы. Оставались самые трудные участки — Кузнецкий Алатау и Восточные Саяны. О прокладке трас-сы и постройке железной дороги в этих горных системах мечтал Александр Кошурки-ков. Война не остановила подготовительную работу к постройке будущей ма-гистралг, а наоборот ускорила ее. Этого требовала быстро развивающаяся промышленность. Этого требовали новые предприятия, пе реброшенные в Сибирь с запада. Работа по траос-и-ровапшо дороги велась круглый год. Ее не прерывали даже в суровые морозы и метели. Это бьгло не обычно для строителей железных дорог в условиях Сибири, н-о этого требовали ин тересы Родины. Александр Кошу-рников тогда работал на прокладке трассы в рай оне Абакана. А осенью 1942 года его пе ребросили в Восточные Сая-ны. О-н стал начальником большой экспедиции, в кото рую входило несколько -изыскательских
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2