Сибирские огни, 1945, №6
Нет, не можно терпеть, чтоб немецкие люди Водяные пути проискали на Таз. Лютой смертью умру, уподоблюсь' Иуде, Коль нарушу царев заповедный указ. ...От пришельцев упали зловещие тени, Смотрят хищные пушки с бортов корабля. Чужеземные пушки нацелены в грудь Аграфене, Нет, не в грудь Аграфене — в хоромы святого Кремля. Ощущение искусственности, настойчивого авторского желания осовреме нить события давно минувших дней, не покидает читателя до конца поэмы. Вот как изображаются в последних строках Аграфена и ее переживания: И зеленым рассветным лучом осиянна, Кумачевый платок сорвала с головы: «Донеси ты, волна, мой платок до Гурьяна, Буйный вихрь, отнеси мою весть до Москвы. Дабы знали кремлевские древние стены, И московский народ, и святые места, Что за Русь, за Москву умерла Аграфена, И что совесть ее перед Русью чиста». При всей взволнованности этих строк, однако, и символический «кумаче вый платок» и чересчур выспренный монолог Аграфены вызывают ощущение искусственности, натяжки. И дело тут в том, что автором не соблюдено чув ство меры в исторических расстояниях, механически сближены понятия прош лого и современного. Это излишнее усердие автора в осовременивании материала истории зна чительно снижает достоинства большой и яркой поэмы, богатой и поэтическим чувством и живописностью. Книжка стихов Игнатия Рождественского при всех отмеченных недостатках свидетельствует, однако, о большом росте этого поэта в дни войны, показы вает, что Рождественский, преодолевая некоторую устойчивую традиционность многих стихов о Сибири, твердо идет к большим и широким темам советской современности, оставаясь поэтом искренне влюбленным в родной ему край, вдохновляющий и щедро обогащающий поэта яркими образами -и мыслями. JI. Сибиряков „НОВАЯ СИБИРЬ 1 Пятнадцатая книга альманаха «Новая Сибирь» открыта не рассказом, не повестью, не поэмой, а стенограммой докл ада секретаря по пропаганде И р кутского обкома ВКП(б) М. М. Смирнова — «Иркутские писатели в дни Отечественной войны». Этот докл ад был прочитан на конференции писателей Иркутской области и Забайкальского фронта, состоявшейся в марте 1944 г о да . Публикуя докл ад — первым в книге — спустя год после того, как он был сделан, редколлегия , тем самым, признает, что основные положения и критические замечания докладчика остаются весьма актуальными и сегодня.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2