Сибирские огни, 1945, №6
Весной набухли трясины, растаял голубой толстый л ед на озерах, гуси, и у.та Поселились в туйдре. Торопливо, неуемно расцветали в долинах цветы. Много бед принесли в ту пору теплые дни железнодорожникам: рельсы прова ливались с насыпью в болото, мосты ходуном ходили под тяжестью вагонов. Первые рейсы по дороге протяжением в 113 километров занимали 10— 15 Дней. Много раз в пути останавливались поезда, и пассажиры, от нечего делать, ловили рыбу, охотились, разводили костры. Зимой дорогу переметали снега, поезда застревали в сугробах. Половину дней в году ж елезная дорога не работала, — ничто не сПасашо се тогда от пур ги — ми щиты, ни снежные валы. Елисеев пришел на северную дорогу опЫтныи машинистом, водил он поезда «ю Сибирской магистрали, знал подъемы на Яблоневый хребет и пургу на Ш ай ке , и сложнейшие Лабиринты дороги у Байкала . Но все, чт)о казалось раньше тяжелым , было ничто в сравнении с работой на самой северной дороге З ап о л ярья . Черноголовый, упрямый, он полюбил Север. Здесь, в борьбе с природой, особенно ярко проявлялись в нем настойчивость и твердость характера. Он сме л о и решительно вступал в борьбу со всякими) трудностями. Н ачал Елисеев с благоустройства своего паровоза: з аж ег на нем мощные прожекторы, добав.ил фонарей на тендере, провел нижнее освещение, отеплил будку , тщательно заделал все щели, накрыл двойным брезентом свое помеще ние. Н а его паровозе в песочницах появился двойной зайае Песка. «Арктический паровоз» Елисеева стал ходить в три раза быстрее остальных паровозов и ф а л на крюк двойные по тяж ести составы. Д ежурны е до станциям, стрелочники и составители быстро узнали нрав Елисеева, был он тверд, настойчив и требователен. Бывало идет паровоз Елисе е в а—ему сразу открывают перегоны, д еск ать , поезжай, не стой, а то ск анд а л о в от тебя не оберешься! Д ру го го машиниста, иной раз в дурную погоду и побоятся выпустить, а Алексею Ивановичу всегда вручают ж езл , знают: этот д о ед е т , этот добьется! И сейчас Елисеев решительно направился в путь, хотя дула пурга немило сердно . Чем дальш е уходил поезд в тунДру, тем трудиее становился дуть, су гробы завалили дорогу, паровоз задыхался , выбивался из сИл. Машинист хму рился , злился, Изредка кидал отрывистые распоряжения помощнику. Холодный пронизывающий ветер, готов был опрокинуть машину, остудить топку . Долговязый молчаливый помощник Елисеева устаЛо оперся о лопату. — «Черная пурга»... — сказал он, изменяясь в лице. Машинист в бешенстве скрипнул зубами, вскочил с сиденья. — Шуруй! «Черной пургой» в Арктике называют снежный шторм, срывающий с. земли ы елкие камни, сметающий сугробы, все разрушаю'щии, губительный, страшный {ШТОрМ. , * гт Колюоа буксовали. Лучи) фонарей освеЩали на метр вИеред, не больше. 11а- ровоз вст;ал. Казалось — победила стйкия. — О тцепляй !— приказ ад Елисеев. Помощник натянул на лицо ватную маску, надел рукавицы и спрыгнул во тьм у . В будку задуло , стало морозно. Отцепив вагоны, помощник ощупью оты с к а л тендер . Х ватаясь за ж елезо , увязая в снегу, он добрался до лесенки, в е тер сбрасывал его, не хотел пустить «Я паровоз. Елисеев открыл дверцу и Помог влезть товарищу . Они молча посмотрели дру г другу в глаза . — Шуруй! — ласково сказал мащинйст. П аровоз д ел ал метров д еся ть вперед и столько же назад , — останавливать е го было нельзя — примерзнет.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2