Сибирские огни, 1945, №6
боггая в тещш х (котлованах, землекопы не нуждались больше в частых переры вах не обЬгДеиаии©. Долгую зиму мечтали строители о тедое, ю солнцб; мрак полярной ночи действовал угнетающе. Постоянная борьба с морозами и пургой отнимала много- сил. Не радовало людей северное сияние, неспособное греть и освещать. Все- приходилось делать при кострах и лампах. Корда поднимался ветер, он рвал из= рук лопаты и топоры; Инструмент в мгновение покрывался ледяной корой. Плотники,- работавшие ва высоте арктических строек, привязывались веревками к стропилам. Казалось, никогда не кончится полярная ночь и не взойдет солнце. Но> оно- взошло, наступил .полярный день. На железо-бетонных фундаментах начался монтаж конструкций. Еще стучали на лесах топоры плотников, еще сваривали металлические балки электросварщики, а металлурги уже принимались за свое дело . Конверторы и ватержанеты стояли под открытым небом. Их нужно было налаживать, готовить к пуску. Быстро изменялся облик Норильска. Поднялись металлические конструк ции, стены, трубы. По склонам гор вытянулась электрическая дорога. Зачернели-, отвалы на рудниках и шахтах. Повсюду засновали поезда и автомашины. Юный: город Арктики приобретал все черты крупного промышленного центра. Но по- прежнему над лесами домов будущего города витала полярная романтика. Ока врывалась двенадцатибалльной пургой, светила «езаходящим солнцем в летнюю пору, разгоралась переливчатыми сполохами на бархатно-темном небе в долгую, зиму. Дома и телеграфные столбы заносило снежными дюнами, а весной ожива л а вокруг Норильска необъятная тундра, наполнялась гомоном гусиных стай; в соседстве с нетронутым снегом на холмах расцветали яркие северные цветы. Люди привыкали к экзотике. Их думы были заняты фронтом. Нужно было ско рее пускать заводы, скорее давать никель. ШЕСТНАДЦАТЬ ДНЕЙ Машинист советовался с дежурным но станции: ехать ему дальше или обо ждать. Валил густой снег. Из тьмы, пронзенной паровозными фонарями, дул резкий, все усиливавшийся ветер. Елисеев надвинул на лоб меховую шапку, запахнул старенький полушубок. — Поеду, ж дать нечего! — Боюсь: «черная пурга» задует ... Гляди, что делается ... — Дежурный по> станции повернулся спиной к ветру, торопливо смахнул пригоршней снег с лица. — Давай ж е с т ян ку !— -машинист взял белый от мороза ж езл и исчез в будке. Паровоз медленно, с одышкой пошел в ;темень . Едва Виднелся огоиек се мафора. Круглые лучи фонарей постепенно уменьшались. Мгла подступала к: паровозу. Снизу, сверху, с боков — решительно и злобно била о ж елезо и ж а лобно выла январская пурга. Елисеев подсел к окошечку. Рельсы заметало сугробами, с каждой минутой паровозу становилось все труднее тащить состав. Алексей Иванович привык ко всем неожиданностям на дороге в таймыр ской тундре. Когда прокладывался рельсовый путь, он помогал трактористам тянуть с озера Пясино паровозы и вагоны, прибывшие туда морем. По снежным равнинам и обледеневшим тундровым речкам шли тракторы с длинными санями, на которых стояли новенькие паровозы, поблескивая заводской маркой «Кра сного Сормова». Тем временем на вечно мерзлую землю клали шпалы, крепили рельсы. На оленях подвозили к месту строительства материалы. В тундре воздвигались станционные здания, забивались сваи будущих мостов.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2