Сибирские огни, 1945, №6

И вдруг — война. Возникло естественное опасение за судьбу нового, так замечательно начатого дела . Казалась, что 'норильские предприятия могут з а ­ консервировать, — уж очень далеки они о т Большой Земли, трудно обеспечи­ вать во время войны отдаленнейший комбйнагг материалами', оборудованием и продовольствием. Но скоро сомнения исчезли: Родина потребовала увеличения производства никеля. Полярное л ето коротко. Д о ледостава нужно было усйеть перевезти морем в Норильск оборудование. Д у л шторм, по Енисею бродили свинцовые волны, над их гребнями летели тучи. Корабли бросали якоря. Началась разгрузка. Потом грузы везли в глубь тундры, к подножью гор на площадки будущих з а ­ водов. Хлынули осенние дожди , сырую землю рано сковали морозы, и на л ед я ­ ную корку выпал снег. Задула пурга. Строительные площадки/ закрылись сугро­ бами. Расчищать их не было никакой возможности: миллионы кубометр!о|в обле­ денелого снега предавали землю. Ветер таш эл с гор тучи/ снега1, заметал до крыш постройки, ваиил столбы, принуждал людей ходить, держась .за веревки. А когда внезапно обрушивалась «черная пурга», — все живое пряталось от л е ­ тящих камней, кусков льда , смерзшегося снега. Норильск погруж ался в тем ­ ноту. Норильск, без преувеличения, можно назвать городом ветров. В течение г о ­ д а зд е сь бывает всего 30—40 штилевых дней. Средне-годовая скорость в етра составляет около 7 метро/в)® секунду. В долгую полярную зиму н1е раз врывается пурга силой в двенадцать баШлов. Мороз и пурга — явления обычные для Таймыра. По предложению инж е ­ нера М. Потапова, с пургой начали бороться при помощи льда и сн ега ,1— из них делали снежные и ледяные барьеры, в сугробах прокапывали тоннели, ходы •сообщения. Норильск зарылся в снег. Снег обледенел, превратился в прочный сплав. Е го взрывали,, бурили, распиливали пилами. И з сверкающих ледяных блоков выкладывали стены, ледяным кирпичом облицовывали тоннели. При све­ т е ламп! рабочие, как в шахте, катали' пр ледяным траншеям тачки и вагонет­ ки с бетоном. На месте будущих котлованов расчищали снег и на замерзших кочках раскладывали большие костры. Мох оттаивал, загорался, угли прожигали расти­ тельный покров и с шипением гасли на вечно! мерзлой земле. Снова разжигали костры . Ветер раздувал пламя. Снег и л ед подавляли его. , Под кострами медленно «отходила» земля , превращаясь в бурое месиво. Горячий жидкий грунт выбрасывали и на очищенном месте вновь разжигали костры. Чем глубже уходили котлованы , тем труднее было поддерживать в них огонь. Тогда землю принимались долбить раскаленными ломами. Север не признавал мелких котлованов. Землю копать нужно было до тех пор, пока не появлялась скала — каменный пласт, на котором мог прочно стоять фундамент будущих заводов. Средняя глубина котлованов в Норильске состав ­ л яет 14 метров. Землекопы трудились и днем /и ночью. Тяж елая работа шла медленно. Тогда инженер В. Глазунов подал мысль прогревать землю электричеством. Д л я этого в грунт забивали электроды ;—'Длинные толстые ломы, засыпали их сверху опилками, грунт поливали соленой водой и ставили под напряжение. Электрический ток прогревал землю, и она превращалась в жижу, -которую можно было легко вычерпывать. Углубление каждого электрода я д 1,4—1,6 метра достигалось в течение 24 30 часов, причем последующее «остывание» котлованов давало дополни­ тельное оттаивание грунта на 0,4—0,6 метра в глубину. Электропрогрев грунта током напряжением в 380 вольт резко увеличил производительность труда : нор­ мы выработки у рабочих повысились на 800— 1000 процентов-. Кроме того, ра- 136

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2