Сибирские огни, 1945, №6

Первыми в тундру пришли геологи. Оии передвигались' по горам й болотам, жили в палатках, бурили неподатливую, вечно мерзлую землю. Летом их одо­ левали комары, а зимой к палаткам подходили полярные воЛкй. Огромный Край, большую часть года скрытый под Льдом И снегом, неохот­ но открывал сокровища своих недр. Суровая природа устрашала ученых диким врем пурги, морозами, одолевала их темнотой полярной ночи. Все было здесв страшно — и безлюдье, и унылая природа, и такая отдаленность, что ЛЮДИ чув­ ствовали себя на краю земли. Вслед за геологами на Таймыр пришли строители. На болотах появились временные рабочие Поселки, загорелись большие костры, от берейОй ЕщсеН люг ди повели наступление в глубь тундры. Освоение заполярных просторов шло с большевистской настойчивостью, в огромных масштабах, с Использованием пере­ довой техники. На се^ер двинулись через Ледовитый океан и по Енисею десят­ ки судов, оии везли машины, цемент, рельсы, кирпич, продовольствие, кастрю • л», гвозди, нитки и пуговицы, везли все, что было необходимо для строитель-' сТва города а для жизни человека в далеком пустынном крае. Маленькое полярное селение ДуДинка, будто по волшебству, превратилось в крупный порт. На ейо рейде загудели речные пароходы, столпились барж», бросили якорй и расцветили вымпелами небо транейор.тные корабли. Болотистые уйыглые берега завалили грузами. В ту пору не было а Дудинке причалов, ИоДъ- емных кранов, транспортеров и ск л ад о в— все приходилось разгружать вручную. А при малейшей задержке капитаны грозились уйти с грузом наза'д в море?, опасаясь ледяного плена. ПоМимо Дудднви, корабли доставляли грузы еще в устье реки Шсйньг и здесь бросали якоря. У берегов оквама происходила перегрузка машин, взрыв­ чатки, паровозе®, вагонов, автомашин и тракторов на плоскодонные «чгосудикы», которые отПравЛИЗГИсь в опасный Путь по тундровым реКам в озеро Пйсино. После Дудинки это бьТл второй опорный пункт для наступлении на тундру. Ког да замерзли речки и снег покрыл тундру, «а заснеженные ее просторы вышли с озера Ш сйно тракторные поеЗДа. Это быЛо величественное зрёЗДгце — переход тракторов через Таймырскую тундру. В полярную ночь, когда небо озарялось северным сиянием, в жгучий мороз и пургу, гусеничные тракторы шли по сугробам и обледеневшим ручьям, они сокрушали карликовые кустарники, и грохот их моторов Сливался с ревом метели. Трактористы сидели в тулупах, (защитив лица ватными масками, они грели окостеневшие руки у раскаленных выхлопных труб, нахоДу передадали рычаги управления сменщикам и забыва­ лись тяжелым] Сном в передвижных домиках. Трактористы спилили — первые отряды рабочих уж е были в Норильске, о д а сгроийи бараки я разбивали траюсу будущей железной дороги. Для них-то они и везли паровозы, груды цементных кулей и муку. Если не мог работать в слегах трактор ,— на помощь являлись выносливые! олени. Летчики пролетали над трассой заполярной дороги и сбрасЫвЗлй на па­ рашютах продовольствие рабочим. Н икто в мире, кроме большевиков, не смог, бы в кратчайшие сроки оеврилъ отдаленные Полярные земли. Только коллектив­ ная воля, .постоянная забота и помощь руководителей партии и правительства, единение всех ейл на суше, море и в воздухе обеейечилй успех невиданному в истории грандиозному наступлению на Север. ...Шеи июнь I9411года. Светило полярное солнце, тундра сбросила снежные покровы, бурлили и пенились горные речки, разливалась озера. На болотах, раскинувшихся до океана, гнездились перелетные птицы. До-весеннему шумно, взволнованно жил Норильск; новые силы пробужда­ лись в людях, смелые мечты кружили головы; заполярники мысленно видели будущий свой город — мощный, культурный, выпускающий большое количество никеля. v • •

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2