Сибирские огни, 1945, №6
Первыми в тундру пришли геологи. Оии передвигались' по горам й болотам, жили в палатках, бурили неподатливую, вечно мерзлую землю. Летом их одо левали комары, а зимой к палаткам подходили полярные воЛкй. Огромный Край, большую часть года скрытый под Льдом И снегом, неохот но открывал сокровища своих недр. Суровая природа устрашала ученых диким врем пурги, морозами, одолевала их темнотой полярной ночи. Все было здесв страшно — и безлюдье, и унылая природа, и такая отдаленность, что ЛЮДИ чув ствовали себя на краю земли. Вслед за геологами на Таймыр пришли строители. На болотах появились временные рабочие Поселки, загорелись большие костры, от берейОй ЕщсеН люг ди повели наступление в глубь тундры. Освоение заполярных просторов шло с большевистской настойчивостью, в огромных масштабах, с Использованием пере довой техники. На се^ер двинулись через Ледовитый океан и по Енисею десят ки судов, оии везли машины, цемент, рельсы, кирпич, продовольствие, кастрю • л», гвозди, нитки и пуговицы, везли все, что было необходимо для строитель-' сТва города а для жизни человека в далеком пустынном крае. Маленькое полярное селение ДуДинка, будто по волшебству, превратилось в крупный порт. На ейо рейде загудели речные пароходы, столпились барж», бросили якорй и расцветили вымпелами небо транейор.тные корабли. Болотистые уйыглые берега завалили грузами. В ту пору не было а Дудинке причалов, ИоДъ- емных кранов, транспортеров и ск л ад о в— все приходилось разгружать вручную. А при малейшей задержке капитаны грозились уйти с грузом наза'д в море?, опасаясь ледяного плена. ПоМимо Дудднви, корабли доставляли грузы еще в устье реки Шсйньг и здесь бросали якоря. У берегов оквама происходила перегрузка машин, взрыв чатки, паровозе®, вагонов, автомашин и тракторов на плоскодонные «чгосудикы», которые отПравЛИЗГИсь в опасный Путь по тундровым реКам в озеро Пйсино. После Дудинки это бьТл второй опорный пункт для наступлении на тундру. Ког да замерзли речки и снег покрыл тундру, «а заснеженные ее просторы вышли с озера Ш сйно тракторные поеЗДа. Это быЛо величественное зрёЗДгце — переход тракторов через Таймырскую тундру. В полярную ночь, когда небо озарялось северным сиянием, в жгучий мороз и пургу, гусеничные тракторы шли по сугробам и обледеневшим ручьям, они сокрушали карликовые кустарники, и грохот их моторов Сливался с ревом метели. Трактористы сидели в тулупах, (защитив лица ватными масками, они грели окостеневшие руки у раскаленных выхлопных труб, нахоДу передадали рычаги управления сменщикам и забыва лись тяжелым] Сном в передвижных домиках. Трактористы спилили — первые отряды рабочих уж е были в Норильске, о д а сгроийи бараки я разбивали траюсу будущей железной дороги. Для них-то они и везли паровозы, груды цементных кулей и муку. Если не мог работать в слегах трактор ,— на помощь являлись выносливые! олени. Летчики пролетали над трассой заполярной дороги и сбрасЫвЗлй на па рашютах продовольствие рабочим. Н икто в мире, кроме большевиков, не смог, бы в кратчайшие сроки оеврилъ отдаленные Полярные земли. Только коллектив ная воля, .постоянная забота и помощь руководителей партии и правительства, единение всех ейл на суше, море и в воздухе обеейечилй успех невиданному в истории грандиозному наступлению на Север. ...Шеи июнь I9411года. Светило полярное солнце, тундра сбросила снежные покровы, бурлили и пенились горные речки, разливалась озера. На болотах, раскинувшихся до океана, гнездились перелетные птицы. До-весеннему шумно, взволнованно жил Норильск; новые силы пробужда лись в людях, смелые мечты кружили головы; заполярники мысленно видели будущий свой город — мощный, культурный, выпускающий большое количество никеля. v • •
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2