Сибирские огни, 1944, № 4

базой должен быть Урало-Кузнецкий комбинат, соединение куз­ нецкого коксующегося угля с уральской рудой». И вот сюда — к Кузбассу Новосибирск выдвинул второе свое плечо. По железнодорожной линии Сталинск—Новосибирск непре­ рывной лентой маршрутных поездов пошли на запад и юг стра­ ны миллионы тонн угля, дымчатого кокса и металла. Богатства, вызванные к жизни Сталинскими пятилетками ежегодно возрастали. Однопутного выхода •из" Кузбасса было явно недостаточно. И Новосибирск перекинул через Обь второй двухпутный мост, построил железнодорожную -линию Обь — Про­ ектная и соЗдал в Инской, преддверии Кузбасса, крупней­ шую сортировочную станцию. Город, опоясал себя железнодорож­ ными рельсами (линия Инская—Сокур) и на этом круговом коль- А це воздвиг новые станции и вокзалы. Была коренным образом реконструирована и старая дорога. От дореволюционной Сибир­ ской магистрали, которая когда-то дала жизнь городу, осталось только одно направление да несколько станционных зданий. Город на Оби стал крупнейшим в стране железнодорожным узлом со стальными путями на Москву, Ленинград, Владивосток. Туркестан и Кузбасс. Через всю Сибирь — от Алтайских гор до Северного Ледови­ того океана — течет могучая Обь, четвертая по величине река в мире. Это любимая наша река. Старожилы называют ее «кор­ милицей», «матушкой Обью». Новосибирск вышел по Оби-реке на большие морские пространства. ^ Сибиряки давно стремились вывести свой край на просторы океанов. Более двух столетий они дерзко пытались прорваться через льды Карского моря к Петербургу, Лондону, Нью-Йорку. Это им удалось лишь в 1877 году, когда предприимчивые купцы Сидоров и Сибиряков успешно проплыли через Северный океан и Карское море и довели свой пароход до устья Оби. Но только в 1921 году из Новосибирска по Оби и из Игарки по Енисею в Карское море и дальше '— к портам Западной Европы и Амери­ ки — пошли в регулярные рейсы лихтеры и теплоходы с сибир­ ским лесом, пшеницей, волокном, кожей. А оттуда, из Америки и Европы — промышленное оборудование, сельскохозяйственные машины и инвентарь, автомототранспорт, сырье и полуфабрикаты. Давным-давно проплыли по Оби вольные кочи и шитики пер­ овых сибирских землепроходцев. Потом столетия река была пу­ стынной. Но вот родился на Оби новый город и в Сталинские пятилетки отправил он со своих верфей, портов и затонов в пла­ вание по Оби сотни пароходов, буксиров, катеров, барж. Он включил в экономическую жизнь края новые, доселе неосвоен­ ные районы Севера. В тайге выросли леспромхозы, лесоперева­ лочные базы, рыбопромышленные предприятия, лесозаводы, охот-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2