Сибирские огни, 1944, № 4
сплошь да рядом были покрыты деревянной чешуей — тонкими узкими, наструганными из осины, дощечками. Крыши эти каза лись какими-то мерцающими, серебряными, переливающимися на солнце. Но в характере этого города не было ничего патриархально-- го. Это рос действительно Сибирский Чикаго, и на «огонек» его со всех сторон спешили купцы, предприимчивые мукомолы и про- — нырливые перекупщики. Из колыванской своей вотчины приехали купцы Жернаков и Пастухов. Из Верх-Ирмени прикатил пре успевающий деревенский торговец Маштаков. Прислал своего до веренного известный мануфактурист Савва Морозов, который всегда безошибочно угадывал запахи «живой жизни». Из Каин- ска приехал ловкий хлеботорговец Коган и уже через несколько.> лет стал па всю Сибирь «хлебным королем». В 1909 году, словно по заказу, возник, так же как было и в ■старом Чикаго, грандиозный пожар. Одновременно горело двад цать два квартала. Огонь бушевал несколько дней и безжалост-' но уничтожил все чудесные художественные творения русских плотников-зодчих. ч Через два года город вновь отстроился. Появились каменные здания: городской, торговый корпус, здание- купеческого клуба, магазины Мешкова, Ежова и Захарова, двухэтажный торговый корпус Морозова, типография Литвинова, одиннадцать каменных зданий для начальных школ, реальное училище, дом инвалидов войны, здания военного городка. Город на Оби вырос на путях между хлебным Алтаем и ры- бопромышленным севером, между молочной Барабой и угольным Кузбассом. Он связал е общероссийским и мировым рынком ог ромный район Сибири, направил его на производство товарного хлеба и масла, вызвал к жизни угледобычу и лесные^ промыслы, усилил приток населения в этот почти безлюдный край. По вновь возведенному железнодорожному пути ехали в Си бирь переселенцы. Безземелье и безработица гнали их в Си бирь. На берегах Оби было довольно земли и работы. Станция Обь и речной порт стали переселенческими воротами. Только за десять лет — с 1893 по 1903 гцл. — прошли через эти ворота около полумиллиона человек. К небольшой станции Обь, которая не была еще нанесена на ^ карты, стекались миллионы пудов грузов: с севера, с юга, с во-г •стока, с запада. Уже в 1898 году со станции было отправлено свыше ,двух с половиной миллионов пудов. В 1906 г. через станцию Обь про шло больше четырех миллионов пудов только хлебных грузов. Весной 1907 года город превратился в одно сплошное хлебохра нилище. Расположенный на пересечении железнодорожного и
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2