Сибирские огни, 1941, № 3

и качество работы с тем, чтобы и в этом году не потерять завоеванного первен­ ства. КЛУБ РАБОТНИКОВ ИСКУССТВ Бще недавно работники искусств Ново­ сибирска не имели собственного клуба. По решению Облисполкома бывшее помещение клуба работников народного хозяйства пе­ редано отделу искусств. Помещение эго заново отремонтировано и переоборудова­ но. В нем имеется зрительный и выста­ вочный залы, комната отдыха, буфет и другие помещения. Создается библиотека. ■28 апреля состоялось открытие клуба. Ра­ ботники искусств уже провели здесь пер­ вомайские вечера, прослушали несколько лекций: «Образ Ленина, созданный народ­ ным артистом СССР Щукиным в кинокар­ тинах «Ленин в Октябре» и «Ленин в 1918 году», «О положительном герое в совет­ ском театре», прочитанную ленинградским театроведом тов. Цимбал, и др. 16 мая проходило общественное обсужде­ ние шекспировских спектаклей «Гамлет» и «Ромео и Джульетта», поставленных теат­ ром «Красный факел» и новосибирским ТЮЗом. Доклады о работе над пьесами Шекспира сделали режиссеры-постановщи­ ки: В. П. Редлих («Гамлет») и художест­ венный руководитель ТЮЗа Э. Д. Фейер- таг («Ромео и Джульетта»). Намечено провести неоколько творческих вечеров студентов третьего курса Новоси­ бирского театрального училища, отчетный концерт ансамбля клуба имени Сталина, вечера поэта Ильи Мухачева и артистки государственной филармонии Мельниковой. На вечере устной народной поэзии пи­ сатель А. Смердов прочитает свои пере­ воды шорского и ойротского фольклора, выступят сказительница Рогожникова из Тогучинского района, хор русской народ­ ной песни коллектива Запеибэолото, соби­ ратель устного творчества Капаев с на­ родными сказками, записанными от отца, а также будут прочитаны произведения сказителя Халеева. Из намеченных лекций большой интерес представляют «Культура эпохи возрожде­ ния» и - «Основные вопросы марксистской эстетики». НОВЫЙ ТЕАТР НОВОСИБИРСКА Здание театра оперы и балета в Новоси­ бирске построено. Оно уже стало архи­ тектурным центрам города. Всем знакомы его монументальные формы: огромный че­ шуйчатый купол (самый большой в архи­ тектурной практике Европы) и мощный портик с четырехугольными массивными колоннами. Как в сказке Андерсена, при рождении этого театра 'Присутствовали раз­ ные феи, добрые и злые. Первоначальный проект был разработан представителями абстрактного и холодного конструктивиз­ ма. Потом его пришлось переделыв(ать. Это наложило свой отпечаток на архитектур­ ный образ здания. Внутри театр уже тоже готов. Происхо­ дят последние отделочные работы и обо­ рудование. Великолепное! впечатление производит зрительный зал. Он ограмен: 2000 мест. Поклонники средних масштабов склонны усматривать в этом проявление гигантома­ нии. С этим нельзя согласиться. Темпы ро­ ста Новосибирска поразительны. Скоро это будет город с полумиллионным населени­ ем. Жизнь театральных зданий измеряется не десятилетиями, а столетиями. Раньше люди среднего достатка шили ребенку ши­ рокое пальтишко «на рост», чтобы оно не стало ему тесно через пару лет. Эта муд­ рость должна проявляться и в градострое­ нии. Несмотря на свои размеры, зрительный зал не подавляет человека. Наоборот, он очень приятен, в нем есть теплота и уют­ ность, как это ни странно звучит при его масштабах. Приглушенные тона фресковой росписи плафона и фриза выдержаны в благородном духе классицизма. В нишах, на фоне темного бархата, вырисовываются теплого оттенка статуи, хорошие копии с бессмертных образцов античной скульпту­ ры. Эта светлая и торжественная наряд­ ность зала будет сразу настраивать зри­ теля на тот несколько приподнятый лад, который, по словам Станиславского, необ­ ходим для восприятия искусства. (Когда смотришь сюда со сцены, зал представляется мак единый массив эри-' тельных мест, как одна огромная аудито­ рия. Все театры старых эпох—сколок фео­ дально-дворянского общества: ложи бель­ этажа, ложи-бенуар, партер, балкон, гал- лерея, раек. Целая классовая иерархия, в которой посетитель «галерки», разночинец, плохо одетый студент или приказчик, зани­ мали последнюю ступень! В новом театре Новосибирска зрители не отчуждены. Партер и огромный амфите­ атр, облицованный полированным дубом, ■своим органическим единством хорошо пе­ редают демократический дух нашей эпохи. Нарядно и главное фойе с его голубой росписью, голубым бархатом диванов и большими паяно на темы оперы «Руслан и Людмила» и балета «Лебединое озеро». Возражение вызывает только бюст Пуш­ кина, который предполагается установить здесь в портале: работа грубоватая, недо­ статочно тонко передан одухотворенный облик поэта. Сцена нового театра напоминает цех грандиозного предприятия. Вы как бы пе­ реноситесь в мир индустрии. Во всю вы­ соту 16-этажного дома (48 метров!) колос­ ники, огромные софиты и прочая сцениче­ ская техника. Площадь, равная 1000 кв. мет­ ров! В дни митингов здесь вместится 2000 человек (это, не считая зрительного зала). А какое здесь богатое поле, какие воз­ можности для величественных постановок! Здесь можно представить феерически гроз­ ный полет валькирий в вагнеровских «Ни- белунгах». Здесь во всю ширь можно пе­ редать драматизм массовых движений на­ рода в операх Мусоргского. Через спе­ циальные пандусы по сцене могут пром­ чаться автомобили и даже легкие танкет­

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2