Сибирские огни, 1941, № 3
жизни. Пусть и голос Абая, певца страш ного горя этого народа, прозвучит над всей советской страной, чтобы народы Со ветского Союза поняли, из какого мрака вырвала казахский народ Великая Социа листическая революция». Достойный сын своего народа, великий поэт-гражданин, призывавший работать «для блага земных племен», для блага тру дящихся, будет одним из самых любимых поэтов страны социализма. А. Коптелов. „ОТ КАЗАЧЬЕГО ЗИМОВЬЯ ДО СОВЕТСКОГО ИРКУТСКА"1 Научный сотрудник архивного управле ния Иркутской области поставил перед со бой благодарную задачу —■дать для широ кого читателя, в особенности для (юноше ства, популярный очерк истории города Иркутска со дня его основания до конца гражданской войны. Автор — хороший зна ток истории местного края, основательно использовал не только имеющуюся по это му вопросу литературу, но и архивные дан ные, неизвестные широкому читателю. Историю города автор начинает с осно вания в (1б52 году на острове Дьягем, на реке Иркуте, казачьего зимовья. На пер вой же странице автор приводит любопыт ные соображения монголоведа .профессора Бобровникова о происхождении слова «Ир кут». По мнению Бобровникова это назва ние происходит от (Монгольского слова — эрги — ворочаться, кружиться, обходить, окружать. Вот почему буряты то место, где казаки построили зимовье, называли «эрку»: река Ангара около города делает дугу, там, вследствие узости русла, очень быстрое течение, течение производит впе чатление водоворота в этом месте, там же, как раз, и вливаются в Ангару воды ее притока Иркута. Большой заслугой т. Кудрявцева являет ся то, что он в своей книге при обсуж дении вопроса о (взаимоотношении местно го бурятского населения с пришлым рус ским не пошел по проторенной бороздке, а, внимательно изучив исторические фак ты, дал более соответствующую действи тельности картину этих взаимоотношений. «Постройка Иркутской крепости, — пишет Ф. А. Кудрявцев, — в конце XVII века бы ла вызвана различными причинами. Время было тревожное. Южная часть Восточной Сибири не раз подвергалась нападению со стороны монгольских и китайских ханов. Они нападали на русские заимки и бурят ские улусы, убивали людей, угоняли ло шадей и рогатый скот, угрожали воински ми походами на остроги. От набегов мон гольских ханов сильно страдало бурятское население и буряты стали выступать про тив них вместе с русскими. В 1674 году монгольский тайша Гыгаа вторгся в При байкалье, угрожая Иркутскому, Балаганско- му, Братскому и 'Верхнеленскому острогам. Малочисленные острожные гарнизоны, ис пытывавшие недостаток в оружии и воен ных припасах, оказались в чрезвычайно тяжелом положении. Тогда на помощь к ним пришли ангарские буряты, не мало 1 Ф. А. К у д р я в ц е в . «От казачьего зи мовья до советского Иркутска». Иркутск. ОПИЗ. 1940 г. 92 стр. потерпевшие от монгольских набегов. С помощью бурят русские служилые люди вытеснили Гыгана в Монголию. В 1687 году в Забайкалье прибыл русский посол Федор Головин. Перед тем, как отправиться в Нерчинск для переговоров с представите лями китайского правительства о русско- китайской границе, Головин решил обезо пасить свой тыл от монгольских набегов. После ухода войск Очирой-хана в Забай калье оставалось еще несколько монголь ских тайшей со своими отрядами. Против них выступил Головин. Его вооруженные силы состояли из 2 тыс. стрельцов и ка заков, а также бурятских и эвенкийских конников, которые «бились не щадя голов своих». (Как эти отношения непохожи на карти ны, которые рисовали историки-вульгариза торы, имевшйе слабое представление о хо де истории. Для них все было просто: ха касы, ойроты, бурят-монголы, эвенки, яку ты беспощадно ограблялись царскими вое водами, купцами и духовенством. Они дол жны были платить непосильный ясак. Ча стые восстания угнетенных народов жесто ко подавлялись. Из этой схемы историки- вульгаризаторы дальше не выходят. Военный период в истории этого края закончился установлением .мирных отноше ний с Китаем по Нерчинскому договору 1689 г. и Буринскому 1727 года. Тогда установлены (были точные границы между этими государствами и определен порядок торговых сношений. IB хозяйственном от ношении край начинает быстро расти. Экономике края в целом и Иркутска в частности автор уделяет довольно много внимания. Он отмечает преимущественно торговый характер города, говорит об экоплоатации национальных меньшинств чи новниками, купцами, духовенством. Довольно колоритными были способы уп равления городом присланными из центра сначала воеводами, а затем петровского времени губернаторами. Но будет большой ошибкой видеть в этих методах управления что-то свойственное исключительно Сиби ри. Здесь наблюдались типические обще российские черты. Даже в жалобах местных летописцев, выдержки из которых нередко приводит т. Кудрявцев, слышен тон щед ринского глуповского летописца, который почти в тех (же выражениях описывает не истовства своих градоправителей. Вот не сколько 'примеров. Губернатор Жолобов, по словам местного летописца, «брал лихоим- ственные взятки, пытал безвинно и при пытках жег огнем». Другой —•Плещеев, по характеристике безымянного «Нестора», был «в канцелярских делах несведущ,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2