Сибирские огни, 1941, № 3
гобоев, известных в Азии под именем сур- наев или зурн. «Звучит он резко ,— жа луется Рык ,— и тихо играть на нем почти невозможно». А откуда эта резкость? По чему тот же гобой (правда, усовершенство ванный) так любим в Европе (именно за свою разнообразную выразительность, свой нежный тембр и томную меланхолическую звучность? Все дело тут в приемах звуко- извлечения. Азиатский музыкант погружает трость бишхура (сурная) себе в рот, вды хая и выдыхая воздух через нос и тро стниковые язычки свободно вибрируют у него во рту. Это обстоятельство и делает звук бишхура таким однотонным, резким, гнусавым и обесцвеченным. Европейский же наполнитель непосредственно вдувает воздух в инструмент, регулируя нюансы вдувания нажатием губ. Если бы бурят- монгольские музыканты воспользовались тем же способом звукоизвлечения, на биш- хуре можно 'было бы играть тихо. ■Оставляя в стороне вопрос о звукорядах некоторых инструментов ('Рык эти звуко ряды, повидимому, никогда не исследовал и потому повторяет штампованные утвер ждения), отметим в заключение явную не грамотность: «Почин, —•рассказывает Рык,— щипковый инструмент» и вдруг добавляет: «звук производится ударами о струны тро стниковыми палочками». Каждому очевид но, что если инструмент щипковый, следо вательно, звук извлекается щипком стру ны, пальцем или плектром (медиатором). Если же звукоизвлечение связано с уда ром, инструмент, конечно, не щипковый, а цимбалыный, каковым иочин и является в действительности. Лучшая работа сборника—'Статья Геор гия Лоляновского «Композиторы Бурят- Монголии». Коротко сообщив о предше ственниках современных композиторов — улйгерши (народных сказителях), автор останавливается на чрезвычайно полезной и плодотворной деятельности композитора Берлинского — крупнейшего исследователя и собирателя бурят-монгольского песенно го фольклора, со скрипкой за плечами и палкой в руке исколесившего почти всю БМАССР, и молодого композитора Морош кина, музыка которого основана на под линных национальных бурятских мелодиях. Поляновский подробно описывает жизнен ный и творческий путь бурятского компо зитора Бау Ямпилова, делает попытку уло вить черты его стиля, разобрать средства музыкального языка, приемов инструмен товки. В этой статье мы находим то, чего почти нет в других статьях, — анализ бу рят-монгольских опер и музыкальных драм. Интересна статья Мардычеева «Изобрази тельное искусство Бурят-Монголии». Автор повествует в ней о мрачной роли, которую' играли среди бурят-монголов шаманизм и ламаизм. Первый стремился консервировать архаические формы искусства, второй — удержать его в узких рамках обветшалых 'Культовых канонов, насытить народную ор наментику индо-тибетской и китайской ре лигиозной символикой. Буржуазные нацио налисты также пытались насадить дацан- окое ('монастырское) символико-мистическое формотворчество. Но лучшие художники народа не пошли з а ними. Поклонники Ми- кель Анджелло, Тициана, Рембранта, Ре пина, Сурикова, Серова, Левитана, они нащупали настоящий путь советского ху дожника, путь к искусству реалистическо му, близкому и понятному широким тру дящимся массам. На их полотнах возни кают образы гражданской войны, культур но-национального строительства родины, ста'рого и нового быта, исторического прошлого. Заключается книга информационной справкой Архинчеева «Бурят-монгольское театральное училище им. Чайковского». Цель статей рецензируемого сборника — рассказать о пышном цветении и бурном росте нового революционного искусства БМАСОР. Свое задание они выполняют: советский читатель видит, чувствует этот рост и радуется ему. А так как материал изложен живо и местами увлекательно, чи татель с удовольствием прочтет сборник, тем более, что э т о— первая книга, осве щающая вопросы, по которым до послед него времени ничего, кроме журнальных и газетных статей и заметок, на (русском языке не появлялось. В л . Рудман. V СТИХИ ВЕЛИКОГО КАЗАХСКОГО ПОЭТА Любовно изданная книга с первого же взгляда радует глаз, уводит обладателя ее в беспредельные степи, усыпанные цвету щими тюльпанами, к пастушьим стойбищам, к тихим озерам, где звонок крик лебедей. Вы открываете книгу и первые же строки вас очаровывают глубиной мысли, высоким поэтическим мастерством, призывом к про свещению, равенству, труду и справедли вости. Это — немеркнущие стихи великого АбаяЧ зачинателя письменной казахской 1Аб а й К у я а и б а е в. «Лирика и поэ мы», Гослитиздат. 1940 г. 206 стр., цена 12 рублей. поэзии, народного певца, общественного деятеля и мыслителя. Абай родился в 1845 году в Семипала тинской области. Умер он в 1904 году и по хоронен возле самой зимовки, в долине Жидевай. Он был сыном богатого феода ла, старейшины Тобыктинского рода. Но в 28 лет, после многочисленных опоров и сты чек, он порвал со своим 'отцом и стал стра стным обличителем богатых, ханжей, блю стителей жестоких родовых обычаев. Он обличал также чиновников, взяточников и предателей. Аул Абая стал в Казахстане центром прогрессивных людей того време ни. У великого поэта месяцами жили по
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2