Сибирские огни, 1941, № 3
Враги не раз уже испытывали на себе силу удара этой эскадрильи. «Через час после того, как Владимир Варданович На- нейшвили провел своих воспитанников над крышами Хельсинки, финское правительство наскоро запаковало чемоданы и бежало в Вазу». 13 марта 1940 года. Последние схватки в предместьях Выборга. Боец взбирается на самую высокую фаб ричную трубу и под огненным градом во дружает на ней красное знамя. Приказ командующего С. К. Тимошенко выполнен. Товарищу Сталину посылают телеграм му; части Красной Армии вступили в Вы борг. В 12 часов дня 13 марта по приказу ко мандования войока прекратили огонь. Забравшись на обломки белофинской баррикады, красноармеец Корниенко открыл митинг. Он сказал: — Задание партии, правительства и лич но товарища Сталина с честью выполнено Красной Армией. Г о р о д В ы б о р г о б ъ я в л я ю с о в е т с к и м . Великий мастер научного предвидения Фридрих Энгельс писал, что армия побе дившего пролетариата будет обладать н е- с л ы х а н н о с т р а ш н о й с и л о й , а вои ны се будут « с и л ь н е е , л о в ч е е и и н- т е л л и г е н т н е е» солдат буржуазных ар мий. Сбывшееся пророчество! Сборник закрывается прекрасным «эпи логом»: панорама города-красавца на бере гах Невы, города Ленина и Пушкина, Пав лова и Репина, города путиловских рабочих, и кировских традиций, и ,на этом велича вом фоне — огромное красное знамя на острие (штыка, знамя б е з о п а с н о с т и наших границ, знамя величия и могуще ства социалистической державы, знамя на ших будущих побед. Ар. Г. КОНЕЦ „КОНЦА З ЕМ ЛИ “ Писатель Мих. Большаков ;не случайный гость на севере. Он хорошо изучил ямаль ские тундры и их население, работая на чальником научно-исследовательской экспе диции. «За время общения с ненцами,— пишет он в коротком предисловии к ро ману!, .—. в чумах, на факториях, на про мыслах и колхозных собраниях, при путе шествиях на оленьих нартах, за работой, во время вынужденного безделия, вызван ного свирепыми лургами, за дискуссиями, тянувшимися ночами, и чаепитиями, про должавшимися сутками, — перед Рлазами автора проходила не одна только хозяй ственная, но и вся внутренняя интимная жизнь ненцев, не укладывавшаяся ни в ка кие программы. Прошло много колоритных фигур: мужчин и женщин, рыбаков и при родных кочевников-оленеводов, кулаков и батраков, колхозников и единоличников, людей новой жизни и людей старого мрач ного быта»... И это детальное проникновение писате ля в материал для будущего романа, по вседневное общение с прототипами буду щих героев, зоркость ученого-исследовате- ля, сочетаемая с интересами художника и общественного деятеля ,—.помогли писате лю написать правдивое яркое произведение о ямальских ненцах наших дней. Полуостров Ямал, ограничивающий с вос тока «ледяной мешок» — Карское море — в переводе на русский язык значит «конец земли». Своеобразная горькая правда бы ла заключена в этом названии. Там, где полуостров безжизненной тундрой, невы соким песчаным обрывом уходит в холод ное море, там кончалась земля —•жизнь, наступало царство льдов, холода, смерти. Да и сам Ямал — вечная мерзлота, долгая зимняя ночь, пурги, снега, чахлые заросли 'М и .х . Б о л ь ш а к о в . «В чаду кост ров». тундрового ерника — принадлежал к числу мест, о которых говаривали: «забыты они и богом и людьми». Это была страна таин ственных Гога и Магога, арабских преда ний, легендарное лукоморье новгородцев,, вход в которое охраняла фантастическая «злата баба», страна полунощная, «где жи вет самоядь по пуп мохната и ядять сами себя». Недаром даже Мильтон посылает в IX песне изгнанного сатану на берег "Оби. И только неслыханные, легендарные богат ства этой страны, где по новгородским ле тописям белки и соболи валятся из туч, привлекали к себе охотников за наживой. Это была гиблая страна, подлинный конец земли, куда попадали люди или поневоле или гонимые властью золота... А корен ное население — «самоядь, по пуп мохна та»? Как она жила в этом преддверии смерти? Этим мало интересовались. Офи циально коренное население тундр было заклеймено презрительной кличкой — «ино родцы», буржуазная наука ставила его на одну из самых низких ступеней человече ского общества, а герои наживы распоря жались им, следуя своей черной совести. Человек севера, житель этих «забытых бо гом и людьми» мест и его думы, чаяния, радости и горе, — все это оставалось не известным. Советский писатель Мих. Большаков впервые показал в крупном эпическом ху дожественном произведении человека тун дры и не со стороны его этнографических особенностей, а изнутри, по-человечески, проникнув в его чувства и думы. Б этом главная ценность романа. Он имеет поэто му прелесть новизны. Читатель- сталкивает ся на его страницах с новыми героями, о которых о,н пока знал только по научным описаниям да из газетных заметок и очер ков. Эти герои — ненцы, оленеводы, рыба ки, охотники. Они чувствуют и мыслят,, трудятся, любят, страдают, радуются. Это
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2