Сибирские огни, 1941, № 3

литературе. За ее плечами более чем деся­ тилетняя работа .писательницы. В 193.1 году в журнале «Сибирские огни» были напеча­ таны ее очерки «Заманщина». Они получи­ ли положительный отзыв А. М. Горького, выразившего желание напечатать «Заман- щину» в журнале «Наши достижения». «Заманщина» — тоже записки геолога о своей работе, о встречах с людьми. Одна­ ко, очерки «Заманщина» еще не имели той строгой законченности и продуманности, которыми отличаются «Записки геолога». А. М. Горький отметил в «Заманщине» бо­ гатый лексикон писательницы и в то же. время перегрузку лишними словами, описа­ нием малосущественных фактов. «Записки геолога» написаны более сжато, с большей экономией слов в изображении пейзажа, предметов, людей. Приведем для примера несколько строчек, чтобы показать, как скупо на слова, но как выразительно’ Н. Емельянова изображает обстановку, ок­ ружающую ее в тайге. 'Вот начало очер­ ков: «Из-за откинутого края палатки видно длинное, блестящее от дождя бревно. Оно лежит поперек входа, в двух шагах от палатки. 'На «ем забытая деревянная лож­ ка, полная дождевой воды. Она покачи­ вается от падающих в нее тяжелых капель и выплескивает через край воду. За брев­ ном—черный залитый костер. Вокруг не­ го воткнуто в землю несколько высоких кольев. Это сушили одежду во время не­ долгого перерыва между дождями. Дожди идут уже двадцатый день...» Особенно следует подчеркнуть, что Н. Емельянова в «Записках геолога» глуб­ же, вдумчивее, чем в «Заманщине», прони­ кает в сущность, в значение отдельных на­ блюдаемых ею фактов. А. М. Горький уп­ рекал Н. Емельянову, что в «Заманщине» она совершенно стерла значение того фак­ та, что крестьяне скрывают .месторождения каменного угля. «Что протут? Источник энергии, способный облегчить труд, обога­ тить жизнь. Ради чего прячут? Ради то­ го, что заставляет американских и других .промышленников не пускать в жизнь ма­ шины новой конструкции» —пояснял зна­ чение этого факта А. М. Горький. Н. Емельянова в «Заманщине» недоста­ точно внимательно вглядывалась в новых людей,' рождаемых социалистическим стро­ ительством и за это также получила упрек от А. М. Горького: «Бабу — преда сельсо­ вета—'.вы тоже смазали, а баба э т а—'Ге­ роиня наших дней и — дорогого .стоит. Так что против нее вы тоже согрешили, писа­ тельница!» В недостатке внимания к людям в новых очерках—'«В Уссурийской тайге»—'упре­ кать писательницу не приходится. Люди в этих очерках на первом плане. Людей изо- «бражено много и даже, может быть, с не­ которым излишком в количестве за счет большего сосредоточения внимания на глав­ ных фигурах. Однако ценно то, что Н. Емельянова в «Записках геолога», по ■сравнению с «Заманщиной», глубже прони­ кает в сущность отдельных фактов, от- дельных людей. Люди проходят перед чи­ тателем не как единицы, зарегистрирован­ ные очеркистом, а как члены одного кол­ лектива, каждый из них показан наполнен­ ным свойственными ему качествами. При­ чем, писательница правильно сделала упор на то, чтобы проследить, как те или иные качества человека мешают или помогают делу строительства, как, наконец, само уча­ стие этих людей в строительстве форми­ рует в них новые качества, новое созна­ ние, новые .принципы своих действий. В очерках Н. Емельянова рисует людей все более и более приходящими к сознанию, что единственно правильным принципом жизни и труда человека является социали­ стический принцип — «все за одного и один за всех». Очерки Н. Емельяновой отличным обра­ зом служат той цели, которую ставил А. М. Горький перед этой формой литературы: «.Изображение разнообразного и повсемест­ ного процесса культурно-революционного строительства». Если в книге В. К. Арсеньева изобра­ жалась изумительно разнообразная и бога­ тая природа Уссурийской тайги, если его книга говорила о необходимости знать этот край, изучить его, то книга 'Н. Емель­ яновой слукит новой более сложной зада­ ч е - д е л у .познания жизни, так как в на­ ши дни в Уссурийской тайге советский че­ ловек, как и всюду в нашей стране, со­ вершает замечательные дела социалистиче­ ского преобразования жизни, «приветствуя весну природы и человека». А. Высоцкий. U 105 ДНЕЙ (О книге «Бои в Финляндии») .Ратный .подвиг монаха-воина Осляби на Куликовом поле популяризовался в старой России столетиями: и в казармах, и в шко­ лах. Имя этого инока .присваивалось и по­ лосатым иаруоным фрегатам, и миноносцам с дизельмоторами. Матрос Кошка, герой Севастопольской обороны, породил целую литературу: луб­ ки для «простонародья»; увлекательные по­ вести для детей; в крестьянских избах его прославляли и цветистые олеографии. Популяризация боевых традиций — со­ ставная часть военного воспитания народа и армии. Передача боевых традиций для того, что­ бы они стали достоянием широких масс, увековечение подвигов н а ml.их героев дол­ жно войти непременным элементом в систе­ му воспитания советского народа. Положа руку .на сердце, надо признать: в этом .важнейшем деле мы непроститель­ но мешкаем.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2