Сибирские огни, 1941, № 3
литературе. За ее плечами более чем деся тилетняя работа .писательницы. В 193.1 году в журнале «Сибирские огни» были напеча таны ее очерки «Заманщина». Они получи ли положительный отзыв А. М. Горького, выразившего желание напечатать «Заман- щину» в журнале «Наши достижения». «Заманщина» — тоже записки геолога о своей работе, о встречах с людьми. Одна ко, очерки «Заманщина» еще не имели той строгой законченности и продуманности, которыми отличаются «Записки геолога». А. М. Горький отметил в «Заманщине» бо гатый лексикон писательницы и в то же. время перегрузку лишними словами, описа нием малосущественных фактов. «Записки геолога» написаны более сжато, с большей экономией слов в изображении пейзажа, предметов, людей. Приведем для примера несколько строчек, чтобы показать, как скупо на слова, но как выразительно’ Н. Емельянова изображает обстановку, ок ружающую ее в тайге. 'Вот начало очер ков: «Из-за откинутого края палатки видно длинное, блестящее от дождя бревно. Оно лежит поперек входа, в двух шагах от палатки. 'На «ем забытая деревянная лож ка, полная дождевой воды. Она покачи вается от падающих в нее тяжелых капель и выплескивает через край воду. За брев ном—черный залитый костер. Вокруг не го воткнуто в землю несколько высоких кольев. Это сушили одежду во время не долгого перерыва между дождями. Дожди идут уже двадцатый день...» Особенно следует подчеркнуть, что Н. Емельянова в «Записках геолога» глуб же, вдумчивее, чем в «Заманщине», прони кает в сущность, в значение отдельных на блюдаемых ею фактов. А. М. Горький уп рекал Н. Емельянову, что в «Заманщине» она совершенно стерла значение того фак та, что крестьяне скрывают .месторождения каменного угля. «Что протут? Источник энергии, способный облегчить труд, обога тить жизнь. Ради чего прячут? Ради то го, что заставляет американских и других .промышленников не пускать в жизнь ма шины новой конструкции» —пояснял зна чение этого факта А. М. Горький. Н. Емельянова в «Заманщине» недоста точно внимательно вглядывалась в новых людей,' рождаемых социалистическим стро ительством и за это также получила упрек от А. М. Горького: «Бабу — преда сельсо вета—'.вы тоже смазали, а баба э т а—'Ге роиня наших дней и — дорогого .стоит. Так что против нее вы тоже согрешили, писа тельница!» В недостатке внимания к людям в новых очерках—'«В Уссурийской тайге»—'упре кать писательницу не приходится. Люди в этих очерках на первом плане. Людей изо- «бражено много и даже, может быть, с не которым излишком в количестве за счет большего сосредоточения внимания на глав ных фигурах. Однако ценно то, что Н. Емельянова в «Записках геолога», по ■сравнению с «Заманщиной», глубже прони кает в сущность отдельных фактов, от- дельных людей. Люди проходят перед чи тателем не как единицы, зарегистрирован ные очеркистом, а как члены одного кол лектива, каждый из них показан наполнен ным свойственными ему качествами. При чем, писательница правильно сделала упор на то, чтобы проследить, как те или иные качества человека мешают или помогают делу строительства, как, наконец, само уча стие этих людей в строительстве форми рует в них новые качества, новое созна ние, новые .принципы своих действий. В очерках Н. Емельянова рисует людей все более и более приходящими к сознанию, что единственно правильным принципом жизни и труда человека является социали стический принцип — «все за одного и один за всех». Очерки Н. Емельяновой отличным обра зом служат той цели, которую ставил А. М. Горький перед этой формой литературы: «.Изображение разнообразного и повсемест ного процесса культурно-революционного строительства». Если в книге В. К. Арсеньева изобра жалась изумительно разнообразная и бога тая природа Уссурийской тайги, если его книга говорила о необходимости знать этот край, изучить его, то книга 'Н. Емель яновой слукит новой более сложной зада ч е - д е л у .познания жизни, так как в на ши дни в Уссурийской тайге советский че ловек, как и всюду в нашей стране, со вершает замечательные дела социалистиче ского преобразования жизни, «приветствуя весну природы и человека». А. Высоцкий. U 105 ДНЕЙ (О книге «Бои в Финляндии») .Ратный .подвиг монаха-воина Осляби на Куликовом поле популяризовался в старой России столетиями: и в казармах, и в шко лах. Имя этого инока .присваивалось и по лосатым иаруоным фрегатам, и миноносцам с дизельмоторами. Матрос Кошка, герой Севастопольской обороны, породил целую литературу: луб ки для «простонародья»; увлекательные по вести для детей; в крестьянских избах его прославляли и цветистые олеографии. Популяризация боевых традиций — со ставная часть военного воспитания народа и армии. Передача боевых традиций для того, что бы они стали достоянием широких масс, увековечение подвигов н а ml.их героев дол жно войти непременным элементом в систе му воспитания советского народа. Положа руку .на сердце, надо признать: в этом .важнейшем деле мы непроститель но мешкаем.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2