Сибирские огни, 1941, № 3
из островов на Иртыше, внезапно напал Кучум с тремя тысячами воинов. С вождем покой в объятьях сна дружина -храбрая вкушала. •С Кучумом буря лишь одна на их -погибель -не дремала! Страшась вступить с героем в бой, Кучум к шатрам, как Тать презренный, прокрался тайною тропой татар толпами окруженный... Мечи сверкнули в их руках — и окровавилась долина, и пала грозная в боях, не обнажив мечей, дружина. С мечом в руке, Ермак, отбиваясь от окружавших его* татар, добрался до реки и, бросившись вплавь к своему стругу, ко торый ветром отбросило от причала, уто нул в бурном Иртыше. ...Народная фантазия нередко наделяет своих любимых героев бессмертием. Так, в старой России возникли легенды о бес смертии Степана Разина, о том, что пет ему смерти, что бродит он по лесам и го родам и помогает беглым и беспаспортным. Сибирские сказочники наделили бессмер тием Ермака. В селах Западной Сибири складывали сказки, стихи, пели песни в честь казацкого атамана Ермака Тимофее вича. В деревнях Омской области, особен но в Тобольском округе, рассказывают ста рые сказочники красивые предания о сме лом и храбром Ермаке, русском богатыре. Приведем одну небольшую легенду, опубликованную в дореволюционном «Сбор нике русской и иностранной литературы» № 11 за 1915 год. Эта легенда была записана сотрудником газеты «Утро Сибири» со слов лодочника после переправы в бурную погоду через Иртыш. «От старых людей, — рассказывал ло дочник, — слыхал, что давным-давно в Сибири жили татары и пришел с ними воевать Ермак Тимофеевич. Роста он был богатырского, силищи несметной и с ним дружина храбрая. Перевалили они через горы Урал, подошли ik Иртышу-реке и '■встретились о татарски» полчищами. Перерубили всех. Стали казаки отды хать. Уснули крепко, потому — не опа сались. Татары заметили это и напали на -них врасплох. Перекололи многих и за Ермака-атамана взялись. Видит Тимофеевич дело плохо: дружи на перебита, спасенья нет. Как был в тя желых золотых доспехах рыцарских, так и бултых в реку. Плывет, из сил выби вается, а берега еще не видно. И говорит ему Иртыш-река: — Жалко мне тебя, храброго богатыря, нагонит тебя стрела каленая и убьет. Давай схороню тебя на своем глубоком дне в камышах и песке. — Согласен, — сказал Ермак и погру зился на дно и там лежит посейчас. Отлежит один бок, на другой перевер нется, и вся река всколыхнется и пойдут по ней гулять волны. Плохо будет тому, кто в это время плывет, того и гляди ва лом захлестнрт. Вот и мы с тобой чуть- чуть не попали». Это только одна из тех сотен замеча тельных легенд, которые распространены в устном творчестве многочисленных на циональностей, населяющих Сибирь. В галлерее исторических «-личностей Ер маку принадлежит особое место. Его лич ность, как выдающегося выходца из на рода, окружена ореолом всевозможных под вигов и легендарных сказаний. *❖* Оставшиеся в Искере после гибели Ер мака казаки и вновь пришедшие стрель цы Волховского оказались в исключитель но тяжелом положении. Русские, после осады Искера татарами, выпуждены были покинуть город. Сев на струги, казаки по плыли вниз по Иртышу, затем по Оби. Поднявшись рекою Обью доСеверного Ура ла, они перевалили через него и спусти лись к Печоре. После ухода русских Искер был занят Али, сыном Кучума. Но вскоре его про гнал оттуда сын убитого Кучумом Бекбу- j лата — Сеид-Ахмат. Неудачный поход в Сибирь в 1586 году | воеводы Мансурова вынудил московское i правительство впредь действовать в Сиби ри уже планомерно. Отправленные затем в Сибирь царем Федором Ивановичем воево ды — Василий Сукин и Иван Мясной должны были прежде всего закрепить главный путь из Руси в Сибирь построй кой на Туре города, который мог бы стать ! опорным пунктом для дальнейшего на ступления. Воевода Сукин поставил в 1586 году город на развалинах татарской Тюмени и дал ему то же название. 29 ию- i ля текущего года исполняется 355 лет со дня основания русскими Тюмени. Письменный голова Данило Чулков ста вит в 1587 году острожек на Тоболе — Тобольск — в ближайшем соседстве с
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2