Сибирские огни, 1941, № 3
это— мучительные и страшные годы ни щеты, рабства и отчаяния. Тувинские ревсомольцы— настойчивый и смелый народ. Под их сильными руками трещат и рушатся устои древнего коче вого быта, каленым железом они выжи гают «родимые пятна» феодализма. А пятен этих немало еще на теле Ту винской республики. Взять хотя бы обы чай подвешивания рожениц подмышки или варварский ритуал «выжимания», заклю чающийся в том, что муле роженицы, упираясь коленом ей в ягодицы, изо всей силы давит руками на живот. В некото рых местах практикуется общность жен, основанная на принципе: «никто не дол- нсен брезговать женой брата». Сифилис и трахома— основные болезни Тувы. В прошлом «лечением» сифилиса за три рубля занимались ламы, а трахома «излечивалась» собственными средствами: через длинную трубку (ганзу) в глаз боль ного вдували слюну— вот и все «лече ние»! С 1913 г. в Туву ежегодно командиро вались русские врачи, но они обслужива ли лишь русское население и туземцами интересовались мало. Первым медпунктам, организованным республиканским прави тельством, пришлось работать день и ночь. Толпы сифилитиков осаждали их. Одни больные приезжали сами, других достав ляли на носилках. Вокруг медпунктов воз никали целые поселения, на место выздо ровевших вновь и вновь появлялись больные. К 1935 году в Туве насчитывалось 9 больниц и столько же амбулаторий. Те перь страна имеет 12 больниц, 22 амбу латории, несколько аптек и хорошо обору дованный курорт. Сифилис за последние годы пошел на убыль, однако до полной его ликвидации еще далеко. Многое уже сделано. Культура облаго родила быт. Санитарно-просветительная работа дала отличные результаты. Некото рые варварские обычаи, служившие источ ником эпидемий, отошли в область преда ний. Раньше тувинцы нередко питались трупами павших от болезней животных. Теперь этого нет. В Туве, как и в Монго лии, испокон веков существовал обычай выбрасывания мертвецов в степь, на рас терзание голодным собакам, хищным зве рям и птицам. Лама за соответствующую мзду указывал «место, угодное богу». По койника волокли туда, и чем скорее труп разрывали собаки или волки, тем лучше: значит, покойник «угодил богу». Ныне этот дикий обычай исчезает. В юртах ста ло чище и опрятней. Население приучает ся широко пользоваться водой для мытья посуды, стирки белья, купанья. Оздоровление бытовых условий и меди цинская помощь снизили процент смерт ности. Особенно велика была в прошлом смертность среди детей. Кроме того, дети нередко рождались мертвыми. Нежная лю бовь к детям—-типичная черта тувинско го характера. Еще ни одна тувинка не об ращалась по личной инициативе в больницу для добровольного аборта. Тувинцы всегда берегли детей и заботились оних, как могли и как умели. Но дикие нравы, беспросветное невежество и горькая нищета косили малы шей. Сразу же после рождения, ребенка, согласно обычаю, обертывали плохонькой шкуркой, укладывали в особую зыбку-сан- ки (бижик) и плотно стягивали ремнями. В таком положении, окруженный миазма ми и лишенный возможности двигаться, малыш оставался долгое время. Подрастаю щие дети лето и зиму бегали нагишом, забираясь от холода под овчину. Теперь во многих тувинских семьях от этих обычаев не осталось и следа. Детей не привязывают ремнями к зыбке, а малышам, умеющим ходить, шьют белье и платьица. «Женщина не должна погружаться в воду, чтобы не загрязнить ее», — вещает старотувинский закон. Ныне среди молодежи это мрачное «та бу» вызывает веселый смех. Девушки-ту винки не только погружаются в воду, но и берут призы по плаванию и даже забо тятся об удобствах и изяществе купаль ного костюма. Многие из них носят евро пейские платья и никак не верят расска зам своих матерей о том, что те в свои молодые годы не знали зачем существует мыло, не видывали зубных щеток, не на шивали белья, не имели представления а полотенцах. Прекрасным оружием борьбы с урод ствами древнего быта и тонким инстру ментом новой культуры явился тувинский латинизированный алфавит, завезенный ле том 1930 года студентами КУТВ из Мо сквы. До этого времени тувинский народ не знал национальной письменности и грамотных среди аратов не встречалось. Официальная ведомственная переписка ве лась на монгольском языке, а монгольской грамотой владели лишь ламы, нойоны и чиновники. Потребность в национальной письмен-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2