Сибирские огни, 1941, № 3

это— мучительные и страшные годы ни­ щеты, рабства и отчаяния. Тувинские ревсомольцы— настойчивый и смелый народ. Под их сильными руками трещат и рушатся устои древнего коче­ вого быта, каленым железом они выжи­ гают «родимые пятна» феодализма. А пятен этих немало еще на теле Ту­ винской республики. Взять хотя бы обы­ чай подвешивания рожениц подмышки или варварский ритуал «выжимания», заклю­ чающийся в том, что муле роженицы, упираясь коленом ей в ягодицы, изо всей силы давит руками на живот. В некото­ рых местах практикуется общность жен, основанная на принципе: «никто не дол- нсен брезговать женой брата». Сифилис и трахома— основные болезни Тувы. В прошлом «лечением» сифилиса за три рубля занимались ламы, а трахома «излечивалась» собственными средствами: через длинную трубку (ганзу) в глаз боль­ ного вдували слюну— вот и все «лече­ ние»! С 1913 г. в Туву ежегодно командиро­ вались русские врачи, но они обслужива­ ли лишь русское население и туземцами интересовались мало. Первым медпунктам, организованным республиканским прави­ тельством, пришлось работать день и ночь. Толпы сифилитиков осаждали их. Одни больные приезжали сами, других достав­ ляли на носилках. Вокруг медпунктов воз­ никали целые поселения, на место выздо­ ровевших вновь и вновь появлялись больные. К 1935 году в Туве насчитывалось 9 больниц и столько же амбулаторий. Те­ перь страна имеет 12 больниц, 22 амбу­ латории, несколько аптек и хорошо обору­ дованный курорт. Сифилис за последние годы пошел на убыль, однако до полной его ликвидации еще далеко. Многое уже сделано. Культура облаго­ родила быт. Санитарно-просветительная работа дала отличные результаты. Некото­ рые варварские обычаи, служившие источ­ ником эпидемий, отошли в область преда­ ний. Раньше тувинцы нередко питались трупами павших от болезней животных. Теперь этого нет. В Туве, как и в Монго­ лии, испокон веков существовал обычай выбрасывания мертвецов в степь, на рас­ терзание голодным собакам, хищным зве­ рям и птицам. Лама за соответствующую мзду указывал «место, угодное богу». По­ койника волокли туда, и чем скорее труп разрывали собаки или волки, тем лучше: значит, покойник «угодил богу». Ныне этот дикий обычай исчезает. В юртах ста­ ло чище и опрятней. Население приучает­ ся широко пользоваться водой для мытья посуды, стирки белья, купанья. Оздоровление бытовых условий и меди­ цинская помощь снизили процент смерт­ ности. Особенно велика была в прошлом смертность среди детей. Кроме того, дети нередко рождались мертвыми. Нежная лю­ бовь к детям—-типичная черта тувинско­ го характера. Еще ни одна тувинка не об­ ращалась по личной инициативе в больницу для добровольного аборта. Тувинцы всегда берегли детей и заботились оних, как могли и как умели. Но дикие нравы, беспросветное невежество и горькая нищета косили малы­ шей. Сразу же после рождения, ребенка, согласно обычаю, обертывали плохонькой шкуркой, укладывали в особую зыбку-сан- ки (бижик) и плотно стягивали ремнями. В таком положении, окруженный миазма­ ми и лишенный возможности двигаться, малыш оставался долгое время. Подрастаю­ щие дети лето и зиму бегали нагишом, забираясь от холода под овчину. Теперь во многих тувинских семьях от этих обычаев не осталось и следа. Детей не привязывают ремнями к зыбке, а малышам, умеющим ходить, шьют белье и платьица. «Женщина не должна погружаться в воду, чтобы не загрязнить ее», — вещает старотувинский закон. Ныне среди молодежи это мрачное «та­ бу» вызывает веселый смех. Девушки-ту­ винки не только погружаются в воду, но и берут призы по плаванию и даже забо­ тятся об удобствах и изяществе купаль­ ного костюма. Многие из них носят евро­ пейские платья и никак не верят расска­ зам своих матерей о том, что те в свои молодые годы не знали зачем существует мыло, не видывали зубных щеток, не на­ шивали белья, не имели представления а полотенцах. Прекрасным оружием борьбы с урод­ ствами древнего быта и тонким инстру­ ментом новой культуры явился тувинский латинизированный алфавит, завезенный ле­ том 1930 года студентами КУТВ из Мо­ сквы. До этого времени тувинский народ не знал национальной письменности и грамотных среди аратов не встречалось. Официальная ведомственная переписка ве­ лась на монгольском языке, а монгольской грамотой владели лишь ламы, нойоны и чиновники. Потребность в национальной письмен-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2