Сибирские огни, 1941, № 3
чанинова. Казачья нагайка гуляла по спи нам тувинцев, грубые казачьи сапоги топ тали изнасилованных женщин, казачья ру ка громила и жгла мирные жилища. За падную часть Тувы оккупировал своим отрядом комиссар китайского правитель ства Ян-Шичао, в центре и на востоке свирепствовала монгольская кавалерия. Ее предводитель неистовый Хатон-Батар-ван неплохо инсценировал в Туве времена Чингис-хана. Затем в Туве появились отступающие из Сибири белогвардейцы. Они объединя лись с местными кулаками и контррево люционерами, организовывали банды, тер роризировали русское и тувинское населе ние. Доблестно дрались на Тувинской зем ле с врагами советской власти и тувин ского народа красные партизаны под ко мандованием Щетинкина и Кравченко. Наконец и сами тувинцы выступили про тив своих угнетателей. В марте 1921 го да они полностью истребили отряд Ян- Шичао и активно помогли красным вой скам, которые должны были перейти гра ницу Тувы, чтобы покончить с бандитски ми гнездами. Если раньше тувинцы относились ко всем русским враждебно, то теперь они научились различать русских белых (ак- улус) и русских красных (кызыл-улус). Они поняли, что ак-улус, из которых со стояли унгерновские банды, устремившие ся из Монголии в Туву, — их враги, и в знаменитом бою на реке Тарлакшине, пле чом к плечу с партизанами Кочетова, на голову разбили белогвардейцев. Они изгна ли с Хемчика банду Казанцева, вторично явившуюся сюда из Улакома, чтобы пред принять новый поход против русских по селков. 16 августа 1921 года, когда в ряде районов еще вспыхивали зарницы граж данской войны, собрался учредительный съезд тувинского народа, объединивший все хошуны. Он объявил Туву самостоя тельным государством, избрал правитель ство, восстановил взаимоотношения с рус ской колонией на основании договора 1918 г., предусматривавшего образование в ней советской власти и воспрещавшего новое переселение русских в страну. Съезд вынес решение изъять из официальной переписки с другими странами такие сло ва, как «урянх» «урянхаец», «сойот», изобретенные угнетателями тувинского на рода и потому оскорбительные для него. 9 августа того же года РСФСР отказал ся от протектората, установленного над Тувой царской Россией, а 12 декабря Ве ликий хурал (Всенародное собрание) про возгласил Туву народным государством, принял конституцию и аннулировал все долговые обязательства населения до 1921 года, т. е. раз и навсегда вырвал тувинский народ из кабалы китайских тор гашей. Старый Урянхай, гнездо ярых хищни ков, неутомимых в грабежах и насилии, проклятый мир нищеты, мрака и произво ла, сгорел в пламени революционной вой ны. Возникла свободная Тува, государство трудящихся скотоводов, земледельцев и звероловов. «Республика Танну-Тувы является сво бодным, ни от кого не зависящим в своих внутренних делах самоуправлением танну- тувинского народа, — провозглашала вре менная конституция 1921 года. — Все граждане Танну-Тувы равны перед зако ном, издаваемым с согласия всего народа. Республика заботится о просвещении на рода и поднятии его культурного уровня. Гражданам Танну-Тувинской республики предоставляется право исповедывать по своему усмотрению какую угодно религию... Республика ведет в союзе с Советской Россией решительную борьбу с белыми и другими империалистами, стремящимися превратить территорию Танну-Тувинской республики в колонию иностранного капи тала». Эта решительная декларация знающего себе цену, уверенного в своих силах и способностях свободного государства, воз никшего в стране рабства, невежества и нищеты, для многих явилась неожидан ной. Злопыхатели и ненавистники разра зились гомерическим хохотом. Лица, за нявшие позицию наблюдателей, не удер жались от мрачных пророчеств. Одни усмотрели в конституции проявление злой воли, другие— явного безумия, которое неминуемо приведет страну к гибели. Молодая республика действительно очу тилась перед лицом трудностей, казав шихся в то время непреоборимыми. Нойо ны сидели на своих местах. Они владели землями, пользовались всеми преимуще ствами своего положения. Ламы и шама ны властвовали над сознанием скотоводов. Правительство для управления страной нуждалось в грамотных людях, но грамот ными были только светские и духовные
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2