Сибирские огни, 1941, № 3
тайские чиновники и о том, что, когда не истовый Чингис-хан громил Поднебесную империю, его отборные дружины состояли именно из урянхайцев. Тувинцы входили в чингисову гвардию. Знаменитый спод вижник Чингис-хана Субудай и полково дец Хубилай-хана Урянктай родились в Урянхайской земле.1 Завоевание Урянхайского края китайца ми ускорило в нем разложение первобыт ной общины, державшейся на кровном родстве и углубило пропасть между не посредственным производителем и господ ствующим классом. Централизованный манчжурский феодализм, восторжествовав ший в Китае, наложил на Туву мертвую печать. Дробление крупных удельных кня жеств способствовало выделению класса нойонов (служилых людей). Нойоны поль зовались безграничной властью над иму ществом и жизнью туземного населения. Китайское правительство учредило в Урянхае очень сложную бюрократическую систему управления, все рычаги которого находились в руках китайцев. Уряпхай был подчинен китайскому военному губернато ру (цзяицзюню), живущему в Улясутае (го род Внешней Монголии). Официальным правителем края являлся амбань-нойон, облаченный наследственной властью. Урянхайская земля делилась на восемь хошунов.2 Четыре из них, управляемые наследственными правителями с титулом «огурда», подчинялись амбань-нойону фак тически, а остальные, входившие в состав монгольских княжеств, — лишь номиналь но. При амбань-нойоне состоял многочис ленный штат управления из чиновников, ведавших административными, судебными 1Представители тувинского народа ока зали в свое время немало боевых услуг и нашей родине. Известно, что волжские калмыки (западная ветвь монголов) прини мали самое деятельное участие в Отече ственной войне. Их кавалерия доблестно сражалась с наполеоновскими войсками. Н е б о л ь с и н (см. «Очерки быта калмыков хо- шоутовокого улуса» в ^Библиотеке чте ния», 1862 г., стр. 42) указывает, что ор-еди волжских калмыков существовало поколе ние «урянхус», отличавшееся изумительной храбростью. Во время Отечественной вой ны оно выказало чудеса героизма, защищая русскую землю от чужестранных захват чиков. 2Хощун (монгольское слово, обозначаю щее княжество) — административно-хозяй ственная единица самоуправления в доре волюционной Монголии; удел, возглавляв шийся родовым наследственным цзасаком (князем). делами и сборами налогов, секретарей, пи сарей и пр. Тувинский народ, содержа эту жадную ораву тунеядцев, взяточников и казнокра дов, сам голодал и нищенствовал. Нищета тувинцев вошла в монгольские пословицы и поговорки, а «урянхайской шубой» («де бел урянхай») называли одежду, от кото рой остались одни лохмотья. Военпо-феодальная диктатура нойонов держала тувинцев в тяжелой крепостной зависимости. Основная ее забота была на правлена на взимание албана—государ ственного налога пушниной. Албан лишал туземца более, чем трети годового дохода. Но кроме албана существовали многочис ленные хошунные сборы. Были еще раз личные повинности, среди которых глав ную роль играл так называемый унду- рюг— особый сбор на одаривание улясутай- скйх чиновников, принимавших пошлину. Что же касается «явлений» улясутай- ских властей тувинскому народу, то они становились подлинными народными бед ствиями. Едва заслышав о приезде китай ских или монгольских чиновников, тувин цы свертывали юрты и без оглядки устрем лялись в горы, чтобы избежать встречи е вымогателями. Достойными соратниками нойонов и ки тайских чиновников по грабежу аратов1 были высшие представители ламаистского духовенства. Ламаизм, правда, не играл в Туве роли государственной религии, как в Монголии и Тибете. Он был принят ту винцами формально и его учение мирно уживалось с шаманизмом— древними ве рованиями в грозные силы одухотворенной природы. Ламы и шаманы поддерживали между собой самые добрососедские отно шения. Над заболевшими ламами шаманы нередко совершали камлапие, а некоторые шаманки охотно становились сожитель ницами лам. Но если буддийское духовенство и не сумело целиком завладеть умами тувин цев, оно все-таки успешно обирало их. Монастыри являлись крупнейшими феодаль ными собственниками. Комбинируя тор говлю с ростовщичеством, они обрастали товарными складами, обзаводились стада ми, поддерживали живую связь с китай скими фирмами и монгольскими монасты- 1Арат — монгольское слово, означающее «народ». В Монгольской народной респуб лике и в Туве так называют трудящихся (скотоводов или земледельцев), .не прибе гающих к эксшюатации.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2