Сибирские огни, 1941, № 3

тайские чиновники и о том, что, когда не­ истовый Чингис-хан громил Поднебесную империю, его отборные дружины состояли именно из урянхайцев. Тувинцы входили в чингисову гвардию. Знаменитый спод­ вижник Чингис-хана Субудай и полково­ дец Хубилай-хана Урянктай родились в Урянхайской земле.1 Завоевание Урянхайского края китайца­ ми ускорило в нем разложение первобыт­ ной общины, державшейся на кровном родстве и углубило пропасть между не­ посредственным производителем и господ­ ствующим классом. Централизованный манчжурский феодализм, восторжествовав­ ший в Китае, наложил на Туву мертвую печать. Дробление крупных удельных кня­ жеств способствовало выделению класса нойонов (служилых людей). Нойоны поль­ зовались безграничной властью над иму­ ществом и жизнью туземного населения. Китайское правительство учредило в Урянхае очень сложную бюрократическую систему управления, все рычаги которого находились в руках китайцев. Уряпхай был подчинен китайскому военному губернато­ ру (цзяицзюню), живущему в Улясутае (го­ род Внешней Монголии). Официальным правителем края являлся амбань-нойон, облаченный наследственной властью. Урянхайская земля делилась на восемь хошунов.2 Четыре из них, управляемые наследственными правителями с титулом «огурда», подчинялись амбань-нойону фак­ тически, а остальные, входившие в состав монгольских княжеств, — лишь номиналь­ но. При амбань-нойоне состоял многочис­ ленный штат управления из чиновников, ведавших административными, судебными 1Представители тувинского народа ока­ зали в свое время немало боевых услуг и нашей родине. Известно, что волжские калмыки (западная ветвь монголов) прини­ мали самое деятельное участие в Отече­ ственной войне. Их кавалерия доблестно сражалась с наполеоновскими войсками. Н е ­ б о л ь с и н (см. «Очерки быта калмыков хо- шоутовокого улуса» в ^Библиотеке чте­ ния», 1862 г., стр. 42) указывает, что ор-еди волжских калмыков существовало поколе­ ние «урянхус», отличавшееся изумительной храбростью. Во время Отечественной вой­ ны оно выказало чудеса героизма, защищая русскую землю от чужестранных захват­ чиков. 2Хощун (монгольское слово, обозначаю­ щее княжество) — административно-хозяй­ ственная единица самоуправления в доре­ волюционной Монголии; удел, возглавляв­ шийся родовым наследственным цзасаком (князем). делами и сборами налогов, секретарей, пи­ сарей и пр. Тувинский народ, содержа эту жадную ораву тунеядцев, взяточников и казнокра­ дов, сам голодал и нищенствовал. Нищета тувинцев вошла в монгольские пословицы и поговорки, а «урянхайской шубой» («де­ бел урянхай») называли одежду, от кото­ рой остались одни лохмотья. Военпо-феодальная диктатура нойонов держала тувинцев в тяжелой крепостной зависимости. Основная ее забота была на­ правлена на взимание албана—государ­ ственного налога пушниной. Албан лишал туземца более, чем трети годового дохода. Но кроме албана существовали многочис­ ленные хошунные сборы. Были еще раз­ личные повинности, среди которых глав­ ную роль играл так называемый унду- рюг— особый сбор на одаривание улясутай- скйх чиновников, принимавших пошлину. Что же касается «явлений» улясутай- ских властей тувинскому народу, то они становились подлинными народными бед­ ствиями. Едва заслышав о приезде китай­ ских или монгольских чиновников, тувин­ цы свертывали юрты и без оглядки устрем­ лялись в горы, чтобы избежать встречи е вымогателями. Достойными соратниками нойонов и ки­ тайских чиновников по грабежу аратов1 были высшие представители ламаистского духовенства. Ламаизм, правда, не играл в Туве роли государственной религии, как в Монголии и Тибете. Он был принят ту­ винцами формально и его учение мирно уживалось с шаманизмом— древними ве­ рованиями в грозные силы одухотворенной природы. Ламы и шаманы поддерживали между собой самые добрососедские отно­ шения. Над заболевшими ламами шаманы нередко совершали камлапие, а некоторые шаманки охотно становились сожитель­ ницами лам. Но если буддийское духовенство и не сумело целиком завладеть умами тувин­ цев, оно все-таки успешно обирало их. Монастыри являлись крупнейшими феодаль­ ными собственниками. Комбинируя тор­ говлю с ростовщичеством, они обрастали товарными складами, обзаводились стада­ ми, поддерживали живую связь с китай­ скими фирмами и монгольскими монасты- 1Арат — монгольское слово, означающее «народ». В Монгольской народной респуб­ лике и в Туве так называют трудящихся (скотоводов или земледельцев), .не прибе­ гающих к эксшюатации.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2