Сибирские огни, 1941, № 3
дней ребятам объявили, что пятнадцать авторов «Базы курносых» Обком партии и Обком комсомола премировали экскурсией в Москву. Через несколько дней— вслед за книж кой— поехали в Москву и авторы. Доро га была длинная. Выпускали стенную га зету «База курносых на колесах». На ст. Боготол вагон отцепили для ремонта и тогда появился номер стенной газеты «База курносых на трех колесах».! На всех станциях ребята бегали покупать ма лину и газеты. На ст. Ишим принесли в вагон «Правду» и «Известия». Разверну ли. В средине листа был портрет М. Горь кого и статья «Мальчики и девочки». Кто- то из ребят заметил знакомый рисунок. — Быть не может! Да ведь это «Дэш- ка и Ешка». — И верно. Откуда? — Как? — Почему? Галя воскликнула: — Ребята, сюда скорее! Горький — про нас! И «Дэшка» с «Ешкой» нарисованы. Трудно рассказать, как велика была ра дость ребят. Газета переходила из рук в руки, с полки на полку. Время полетело быстрее. Станция Ишим стала вдруг при ветливой станцией. Да и как могло быть иначе, если ласковые слова М. Горького встретили иркутских пионеров на полпути! В Москве ребят ожидала новая ра дость — письмо Алексея Максимовича пио нерскому литкружку 6 ФЗД в Иркутске. Оно было напечатано во всех газетах. Самое ценное в нем— строгость и ду шевная внимательность. «Я говорю с вами так серьезно и тре бовательно, как со взрослыми. Я ведь то же начал писать лет двенадцати, по я жил в других условиях, учить меня неко му было. Писал я много прозы, стихов. Понял, что литература мое дело тогда, когда мне было почти 30 лет». Горький прямо указал, что хотя книж ка очень интересная, но «разумеется это еще не литература, а только приближение к ней, приближение очень издалека». По первым рисункам Ары Манжелес Алексей Максимович определил, что «у нее хорошая способность к этой работе». М. Горький писал о значении того, что делают ребята: «Вы будете жить легко, счастливо. Страна Союза Социалистических Советов изумительно урожайна на талант ливых людей, потому что всем людям труда дана свобода развития их талантов. Там, где труд свободен, он должен быть честным, превратиться в искусство». Десятки раз перечитывались эти стро ки. Ребята дивились, как много сказано в одном письме. Некоторые фантазировали — о чем и как стал бы говорить Горький при встрече с «Базой курносых». И все с чувством особого уважения, трепета и любви к Горькому мечтательно говорили: — Хотя бы одним глазком посмотреть на него! * По улицам Москвы двигалась маленькая цепочка пионеров во главе с вожатой Га лей. Были все они принаряжены, внешне подчеркнуто спокойны и внутренне взвол нованы. Мы встретились у входа в Дом Союзов. Неотразимое впечатление произвела на ре бят беломраморная лестница. Заседание первого съезда советских писателей еще не открывалось. Сразу же началось зна комство с писателями. Безыменский спросил: — Ребята, вы из какой школы? — Из шестой. — Ну, а район... — Мы из Сибири, из Иркутска, — с до стоинством сообщил Рафа и замолчал. На выручку пришел Гриня: — Мы— «База курносых». Вскоре нас куда-то позвали. Пошли Га ля Кожевина, Алла Кашнина и я. Галя и Алла несколько нахмурились. Ребята с писателями знакомятся, а ты — иди, за полняй анкеты. Но оказалось не так. При ветливый человек с ромбами в петлицах показал дорогу: — Вот сюда. Открылась дверь в комнату, пронизан ную струйками синеватого дыма. В ком нате было много людей и все они быстро поднялись, когда наш провожатый сказал: — Вот они, курносые... Из кресла поднялся высокий, широко плечий человек. Из-под густых, нахмурен ных бровей зорко, молодо и ласково гля дели чистые голубые глаза. Алла и Галя застыли от изумления. Да ведь это Горький! Да, Горький, такой же, как на портретах, но только — живой. Алексей Максимович кашлянул, посту кал мундштуком о край пепельницы, шаг нул вперед и засмеялся.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2