Сибирские огни, 1941, № 3
— Я пишу статью о культуре и в ней укажу на этих вредителей, — сказал А. М. Июль , 25. В «Известиях» напечатана статья Горького «Рабочий класс должен воспитать своих мастеров культуры». В этой статье А. М. писал: «У нас в области оценок воспитатель ного значения художественной литера туры не все благополучно. Особенно за метно это в провинции. Вот пример: редактор «Советской Сибири», краевой газеты, Курс, — бывший анархист, как мне сказали, — организовал гонение на художественную литературу, и один из его сторонников, некто Панкрушин, за явил, что «художественная литература реакционна по своей природе»... С моей точки зрения, — не цеховой, а с точки зрения человека, который лет 50 наблю дал и до сего времени наблюдает рево люционно-воспитательное значение ли тературы, — Панкрушин не только ма лограмотный парень, а человек, которо го я считаю вправе назвать бессозна тельным «вредителем» в области куль турной работы. Далее: при газете орга низована литературная страница. Но не кий тов. Гиндин заявляет литкружку: «Партия и советская власть не для то го дали бумагу, чтобы печатать на ней стихи и рассказы». Литературная стра ница ликвидируется. Рабочий класс не может и не должен признавать таких мудрецов, весьма по хожих на вредителей культурной рабо ты, мастерами культуры». Троцкистские вредители из группы «На стоящее», припадавшие к Горькому до этой уничтожающей статьи с предатель ским иудиным поцелуем, подняли против него неистовый, клеветнический шум и визг, который был решительно пресечен специальным постановлением ЦК ВКП(б) от 25 декабря 1929 года. Троцкистская контрреволюционная ли тературная группа в Сибири была разобла чена партией при помощи Горького и раз громлена. Ок т я б р ь , 15. Писатель М. Никитин обратился к А. М. е просьбой помочь из дать однотомник избранных рассказов си бирского писателя Антона Сорокина, умер шего в 1928 г. Горький ответил: «Вам, сибирякам, следовало бы собрать все, что написано об Антоне Сорокине, и собрание очерков этих — издать. После того, как будет издана такая книга, можно принять ся и за издание работ самого Сорокина? Что вы скажете по этому поводу?» Для иркутского журнала «Сибирская живая старина» прислал воспоминания о Викторине Арефьеве, «человеке крепким, решительно идущем к своей цели, влюб ленным в песни, навсегда преданным на роду своему и готовым на всякий бой, на любую работу ради лучшего будущего». (Будучи в сибирской ссылке, Арефьев на писал несколько исследовательских статей: «Енисейские инородцы», «О народных пес нях в Сибири», «В низовьях Ангары»), Вос поминания Горького об Арефьеве напеча таны в V III— IX книжке «Сибирской живой старины» за 1929 год. Шефствует над коммуной имени Горько го в Славгородском округе. «Но связь у меня с ней плохая. Письма не доходят, что ли?» 1930 Письмо 1. Никитину из Сорренто: «На писал в Москву, чтоб вам выслали деньги для поездки на Алтай. Может быть дадите очерк о мараловодстве? О колхозах тоже надо.. О хорошей школе крестьянской мо лодежи. О пионерах— в их практической общественной работе. Есть это в Сибири? В декабре посланы из Москвы деньги — подписная плата «Сибирским огням». Жур-' нала не получаю». Июль , 19. В июне 1930 г. начинаю щая сибирская писательница Н. Емельяно ва послала А. М. первый свой рассказ «Дружная жизнь» и через месяц получи ла от него из Сорренто письмо. На воп рос Емельяновой — есть ли у ней спо собности к литературной работе — Горь кий ответил: «Судя по очерку «Дружная жизнь» — способности есть и даже, ка жется, хорошие. А судя по тону письма, думается, что человек вы серьезный, скромный, но вам необходимо кое-чему поучиться». Указав на ряд неточных вы ражений в рассказе, советует «заняться теорией прозы и обогащением лексикона, т. е. накоплением слов. «Дружную жизнь» я напечатаю в «Наших достижениях»... по печатному тексту увидите, какие ис правления внесены в очерк ваш. Пришли те мне и очерк «Заманщина». Очень со Сиб. or ни № 3 . 1941. 7.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2