Сибирские огни, 1941, № 3
мова (псевдоним) «Вопросы художествен ного творчества», помещенную в № 1 «С. О.» за 1928 г. Статья Горького на правлена против идеализма и против «не которых толкователей» материализма, про тив упрощенства, механистов и т. п. упростителей учения марксизма-ленинизма. Горький отвергает приписанный ему Ани симовым взгляд «на природу, на космос», как на хаос. Статья «О себе» напечатана в № 2 «Си бирских огней» за 1928 г. Апре ль , 20. В «Правде» напечатано приветствие Горького «Первому съезду ли тераторов Сибири». «Сердечно приветствую первый съезд ли тераторов Сибири, единокровных со мною, и людей других племен суровой, великой страны! — писал Алексей Мак симович. — Сожалею, что я не среди вас, товарищи; сожалею, что я не могу видеть ваши глаза, пожать ваши креп кие руки, слышать ваши голоса... Для меня культурное значение этого съезда художников слова племен, населяющих Сибирь, не только в том, что люди, про жившие века тяжелой жизни под бес пощадным гнетом старой русской вла сти, наконец, свободны. Не только в том, что, вот, монголы и тюрки входят в мир трудового русского народа как равные к равным, как люди, направ ляющие лучшие силы свои к той же великой цели, которую поставила перед собой рабоче-крестьянская власть вну три России, — не только в этом глубо кое значение первого съезда литерато ров Сибири. Этот съезд — верный и твердый шаг по пути, который история властно указывает трудовым массам все го мира, по пути к действительному братству, к воплощению в жизнь той мечты, которую люди холодного сердца считают безумной...» С е н т я б р ь . Написал предисловие к книге Ивана Тачалова «Мрачная повесть», в котором упомянул, что «лет двадцать тому назад» в статье «О писателях-само- учках» он назвал Ивана Тачалова «чело веком страшной жизни». «Тогда страшна ■была не только личная жизнь Тачалова, — жизнь вообще была страшна своим обна женным и жестоким цинизмом». Приводя далее выдержки из стихотворений Тачало ва, написанных в годы реакции, Горький отмечает: «Необычный' голос, необыкновенные сло ва в то время. Эти и многие другие сти хи Тачалова внушили мне надежду, что из него выработается бодрый, смелый поэт- революционер. Но, в этом случае, жизнь не оправдала моей надежды. Случилось так, что вихрь «страшной жизни» закру жил человека. Тачалов не нашел в себе силы развить свое дарование до той вы соты, которой оно достигло бы при других менее тяжелых условиях. А все-таки пред лагаемая читателю книга Тачалова инте ресна и значительна. Интересна она пото му, что, несмотря на жизнь, исковеркан ную нуждою и личными драмами, Иван Та чалов сумел написать такие вещи, как «Мрачная повесть», «Великое имя» и «Над- мирные сказки». Согласимся, что художе ственное значение этих вещей невелико, что литературно они не совершенны, и т.* д. Но не станем отрицать и искренности автора и— нередко— силы его слова». 1929 Май, 31. Вторичный приезд в СССР. Создание в течение двух — трех лет но вых по типу изданий: «Наши достижения», «СССР на стройке», «За рубежом», «Ли тературная учеба», «Колхозник», «Жизнь замечательных людей», «Библиотека поэ та», «История фабрик и заводов» и др. Все эти издания имели своей непосред ственной целью «активное вторжение ли тературы в жизнь эпохи», служение ее 'интересам революции. Первым по времени возникновения яв ляется журнал «Наши достижения». Алек сей Максимович привлекает к сотрудниче ству в журнале сибирских писателей, пе чатает очерки Л. Мартынова о Новосибир ске, М. Никитина о совхозе, А. Коптело- ва и II. Добычина об Ойротии и др. И юль, 12. Приехал к Горькому си бирский писатель А. Коптелов. А. М. рас спрашивал его о Сибири, о литературных делах, о работе писателей. «Из вопросов я увидел, — пишет Коптелов в своих вос поминаниях, — что Горький не плохо осве домлен даже о последних литературных делах в Сибири». А этими «последними делами» была «деятельность» в Новосибирска троцкист ской литературной группы «Настоящее», начавшей поход против художественной литературы под лозунгом— «искусство — опиум для народа».
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2