Сибирские огни, 1941, № 3
те, ие плохая похвала. Гольд написан ва ми отлично, для меня он боле.е живая фи гура, чем «Следопыт», более «художе ственная». Искренно поздравляю вас. Разумеется, я буду очень рад получить второе издание этой чудесной книги от автора, но, кроме того, я вас прошу ска зать «Книжному делу», чтоб мне высла ли еще два экземпляра. Это — для знако мых, которые брали у меня первое изда ние и также влюбились в книгу, как я. У вас, вероятно, есть фотографии, кни гу можно было бы иллюстрировать. Поду майте, какое прекрасное чтение для мо лодежи, которая должна знать свою стра ну. Посылаю вам свою книгу. Будьте здо ровы». 1927 Ф е в р а л ь . Фольклорист Н. М. Ханд- зинский записал в Восточной Сибири в с. Кимильтей от Василия Федоровича Ба ландина легенду о пребывании Горького в Туркестане (по этой легенде Горький по пал на юг не прямым, а окружным путем через Туркестан: шел через Бухару, был в Чарджуе и Ашхабаде; оттуда попал в Баку через Кызыл-Арват, Узун-Ада и Каспийское море). Запись легенды была послана Горькому. В феврале 1927 г. А. М. прислал следующий ответ: «Уважаемый Николай Михайлович! в 1890 г. я жил в Н. Новгороде, а в Чарджуе и Ашхабаде никогда не бывал. Василия Баландина— не встречал тоже никогда; если бы встречался—-не забыл бы, память на людей у меня крепкая. Рассказы Баландина о многообразии мо их «специальностей» позволяют мне ду мать, что Баландин встречал некоего Ба ринова, крестьянина Сергачьского уезда, Нижегородской губ., оный Баринов удиви тельный лентяй и столь же удивительный фантазер, посеял не мало легенд обо мне, его приятеле, о колдовских моих знаниях и сказочной физической силе. Был он бро дяга по натуре, был со мною на Каспии, где мы с ним расстались; знаю, что он был в Персии; конечно, мог быть и в Чарджуе и в Ашхабаде. О Баринове я пи сал в книге «Мои университеты», в рас сказе «Весельчак». Интересно бы спро сить Баландина: знал ли он Баринова. У меня даже является подозрение — не од но ли это лицо, в двух «ипостасях». У Баринова могли быть причины переменить фамилию. Сейчас ему должно быть лет- 70— 73. Спасибо вам за сообщение. А. Пешков. 26. II. 27.». Апрель . Учительница одной из сель ских школ М. И. Осипова-Борисова написа ла А. М. о своем взволнованном чувстве,, вызванном его произведениями: «Книг» Горького обеспечили мой политический: рост, сделали активным участником строи тельства нашей новой жизни. А. М. Горь кий как бы отдал мне частицу своей мо гучей веры в человека — творца жизни, и указал, какой класс является этим твор цом. Я полюбила писателя со всей стра стью молодой учительницы, жадно впиты вала в себя его «мудрость жизни», вос хищалась его изумительной силой духа к училась через него жить и работать. Это он научил меня уважать в моих учениках человека, чутко и бережно относиться к- запросам каждого и растить в них «силь ных и смелых духом» сынов нашей ро дины». Горький ответил: «Сердечно благодарю вас за ваше ми лое, очень тронувшее меня письмо. Это- большое счастье, вот такое единение с читателем, какое выражено вами. Посы лаю вам «Дело Артамоновых», желаю доб рого здоровья, бодрости духа». Апре л ь , 13. Письмо селькору Н. Н. Нарвекову: «Вы напрасно— шутливо или уничежительно? •— называете себя «сель- коришкой», селькоры и рабкоры чрезвы чайно ваяшое явление в нашей жизни». Стихи Нарвекова, которые он посылал Горькому, были слабы. Отметив это, А. М. посоветовал: «Если вы любите литератур ный труд, любите писать — не бросайте это! Труд литератора — горький труд, но он необходим. И он особенно важен теперь, когда за него взялись сотни таких людей, как вы». С е н т я б р ь , 9. Молодой новосибирский врач К. Т. Орлов увлекся философией Смайльса. «Чтобы положить конец душев ному разнобою в отношении писателя, так пленившего меня своей философией, — пишет Орлов в своих воспоминаниях, — я изложил, как умел, все мои тревожные мысли Максиму Горькому. Не зная адре са, я на конверте написал по латыни: «Италия, Сорренто, Горькому». Письмо дошло. А. М. ответил Орлову:
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2