Сибирские огни, 1941, № 2
подготовленного читателя в .неприятное заблуждение. Описывая на стр. 11 разде ление монгольских 'племен, непрерывно враждовавших между собой, автор, без всякой подготовки, .бросает такую фразу: ■«В конц,е X V I века одно из мелких племен с Нурхаци во главе успешно начало объ единение манчжур», До этого речь шла только о монгольских племенах (о манч- журах автор еще ничего не докладывал) и «читатель вправе .подумать, что Нурхаци — манчжурский вождь и создатель манчжур ского государства — был главой мелкого монгольского племени. Очень странно выглядит у Перлина пле менной паспорт калмьгков. Он считает их торпоутами, .перекочевавшими к берегам Урала и Волги, где их, согласно его утвер ждению, «стали называть калмыками (каза хами)». Но, во-первых, калмыки, сами на зывавшие себя ойратами, не идентичны торгоутам, а только родственны им, во- вторых, между казахами (тюрками) и кал мыками (монголами) ставить знак равенства никак невозможно. Если несколько углу бить вопрос, то нужно заметить, что калмыки (ойраты) достигли берегов Вол ги на 126 лет ранее торгоутов: первые начали перекочевку из Джунгарии с 1632 года, а вторые, во главе с тайчжи Цэрэ- ном, бежали на Волгу лишь в 1758 году, причем Цэрэн увел с собой не одних тор гоутов, но и беглецов из других западно- монгольских племен — дэрбэтов, хойтов и хошоутов. В заключение приходится пожалеть о не совсем удачной композиции собранного автором материала. Начиная каждую но вую главу с истории вопроса (т. е. распо лагая материал в хронологическом поряд ке), Перлин нередко повторяет то, о чем он поиутно уже говорил в предшествую щей главе. Получается параллелизм, кото рый при сжатости изложения особенно бро сается в глаза. Но все эти замечания, имеющие целью выправить лишь отдельные места книги, не могут изменить ее общей оценки. Кни га интересная, полезная и, принимая во внимание близость даты 6 июля 1941 го да — дня празднования двадцатилетия Монгольской Народной Республики, к то му же и своевременно изданная. В л . Рудман. \ А Я М. С В Е РД Л О В В НА РЫМ СКОЙ С СЫ Л К Е 1 «Наиболее отчеканенный тип профессио нального революционера» (Ленин), «орга низатор до мозга костей, организатор по натуре, по навыкам, по революционному воспитанию, по чутью, организатор всей своей кипучей деятельностью» (Сталин). Та кова блестящая характеристика Я. М. Свердлова, данная великими гениями чело вечества — Лениным и Сталиным. Я. М. Свердлов прошел славный путь большевистской борьбы. Долгий его путь нелегальной работы был неизбежно сопря жен с преследованиями царским правитель ством. Свердлов неоднократно сидел в тюрьмах и ссылался в Сибирь. В 1910 — 1912 годах он отбывал ссылку в Нарыме. Н. Кудрявцев в брошюре «Я. М. Сверд лов в Нарымской ссылке»! поставил перед собой задачу наиболее полно и последо вательно осветить этот этап революционной борьбы Я. М. Свердлова. В первый раз Свердлов прибыл в На- рым весной 1910 года, а уже в конце ию ля бежал из ссылки. Но эти три месяца пребывания в Нарымской ссылке Яков Михайлович использовал для кипучей .пар тийной работы. Автор не ограничивается рассказом о деятельности Я. М. во время ссылки. Крат ко, но достаточно полно сделан обзор ре волюционной работы Свердлова до первой его ссылки в Нарым, а затем дано описа ние обстановки и характера работы Я. М. в Петербурге. 14 ноября 1910 года Я. М. Свердлова вновь арестуют. Постановлением министра внутренних дел он вторично высылается в 1Н. К у д р я в ц е в . «Я. М, Свердлов в Нарымской ссылке». Новосибгиз. 1941 г. Нарымокий край под гласный надзор *о- лиции сроком на 4 года. Но 18 июня 1911 года, в момент посадки на пароход, ко торый должен был доставить Свердлова в г. Нарым, Я. М. бежал. Однако через неаколыко дней Я, М. был задержан в Кол- пашеве. Томский партийный комитет, где было меньшевистское засилье, не помог Свердлову завершить удачно начатый побег. После нескольких недель пребывания иод арестом в тогурской каталажной ка мере (около Колпашева) Свердлов был от правлен в село Макоимкин Яр, за 600 верст от Колпашева. Царские жандармы решили заточить отважного большевика в самом далеком и глухом месте Нарымской ссыл ки, чтобы отнять у него всякую возмож ность побега. .В одном из своих писем Я. М. так опи сывает свое тяжелое положение в с. Мак оимкин Яр: «Никакой теплой одежды, теп лого белья. Нет достаточного запаса книг, нет бумаги и конвертов... Кругом тайга, все занесет снегом, с головой увязнешь... А вместе с тем я не унываю, не хандрю, еще раз повторяю, что не лишился обыч ной бодрости, а, пожалуй, и жизнерадо стности». «Не растрачу на борьбу со своим на строением своих сил, для них найдется иное, более целесообразное применение». Эта революционная, большевистская це леустремленность, подчинение всех своих действий и всех своих чувств интересам борьбы, партийной работы —• характерная отличительная чарта Якова Михайловича. Очень интересны приводимые автором из влечения из записей рассказов жителей Максиммина Яра о Я. М. Свердлове, еде-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2