Сибирские огни, 1941, № 2
строительства, найдет в книге Перлина не мало интересных и полезных сведений. Несмотря на небольшой объем (всего 70 ..страниц) и скромные задачи, эта работа в очень сжатой форме предоставляет чи тателю обширный фактический и цифровой материал. В ней много, для подобного .очерка, пожалуй, даже слишком много цифр, но они так умело использованы, что не только не сушат повествования, а, на против, придают ему еще большую жи вость. Органически врастая в текст, циф- ,ры становятся красноречивым дополнением раосказа. Их язык как бы сливается с язы ком повествования, получая единую с ним тональность. Краткость, конкретность и ве сомость (результат обилия фактов) изло жения сообщают книге особую вырази тельность. Дав общую характеристику Монгольской Народной Республики, автор информирует читателя об устройстве ее поверхности, климате, флоре и фауне. Далее он с боль шой осведомленностью рассказывает исто рию Монголии в связи с историей Китая, вскрывает сущность политики манчжурской династии, толкует причины, побуждавшие манчжуров поощрять развитие в Монголии .ламаизма и попутно очерчивает политиче ский и экономический профиль ламаистских монастырей. Но весьма однобокой выгля дит его характеристика ламства, как обыч ного монашества, понимаемого в нашем смысле слова. Лама — отнюдь не всегда монах, связанный обетом безбрачия и про чими монастырскими запретами. Из числа монгольских лам (116 тыс. человек) в 1918 г. свыше 70 тыс. лишь формально числились в монастырских списках. Они жили дома, были женатыми, занимались светскими делами, и часто несли обще ственные и гражданские повинности. Ла маизм — не только и не столько мона шество (это — частность!), сколько госу дарственная церковь, распоряжающаяся че рез свою иерархию и «душами», и тела ми, и собственностью трудящихся той стра ны, где она господствует. Ознакомив читателя с географией и ис торией Монголии, автор тотчас же присту- лает к изложению основной темы, расска зывая о том, как боролся за национальную независимость монгольский народ, как с помощью Красной армии очистил он свою степную родину от войск китайских ми литаристов и разнузданных банд . барона :Унгерна, как революция освободила Мон голию из-нод иностранного ига и создала государство нового типа — буржуазно-де мократическую, антиимпериалистическую и антифеодальную республику, Перлин освещает существенные факты из биографии народных героев Монголии — Сухэ-Батора и маршала Чойбалсана, цити рует политический отчет Ц К Монгольской народно-революционной партии IX съезду партии, в котором содержится описание бе сед с Лениным двух монгольских делега ций (в 1920 и 1921 гг.), возглавлявшихся Сухэ-'Батором. В общих чертах автор дает представле ние о работах Великого хурала и Ц К пар тии, говорит о вредительской деятельности правых элементов и «леваков», пытавших ся сорвать постановления органов народ ной власти. Описав государственный строй и административное деление МНР, он пе реходит к обстоятельному обзору тех ус пехов, которых добился монгольский народ во всех областях своего хозяйства. Эти страницы книги насыщены фактиче ским и цифровым материалом, иллюстри рующим достижения лучше и убедительнее вояких слов. Сказочный рост промышлен ности, развитие транспорта, стандартиза ция финансовой системы, увеличение обо ротов торговли (особенно внешней), широ кое разветвление сети лечебных учрежде ний (о чем в старой Монголии почти не имели понятия), строительство новых школ, клубов, ликвидация неграмотности и неви данный подъем культуры — все это пока зано уверенно, на изученном и неплохо об работанном материале. Досадно только, что осведомленность ав тора имеет все же «узкие места» и в не которых деталях он не только «срывает ся», но и делает явные ошибки. Так, например, его утверждение, что «до революции 1921 г. в Монголии не издава лось ни одной газеты или журнала», абсо лютно неверно. Журналов там действи тельно не было, но газеты существовали. В период автономии Внешней Монголии выходили газеты «Нэйслэн хуренэ мэдэ» («Ургинские Известия») и «Монголии со- нин бичик» («Монгольская газета»). За тем, в 1920 году, стала издаваться газета «Монголын Унэн» («Монгольская Прав да»), сыгравшая огромную роль в деле сплочения аратских масс и создания народ но-революционной партии. Говоря о печа ти МНР, Перлин почему-то указывает только газеты, не упоминая ни об одном журнале, а ведь их в М Н Р — около де сятка. Неверно заявление автора и о том, что молодежь начала создавать монгольский театр в 1924 г. Зачем скидывать со счетов целых два года упорной и плодотворной работы? Организация театра началась в 1922 г., а в 1923 г. уже появилась первая национальная пьеса «Ушан Ундур-хан», представляющая собой инсценировку на родной легенды. Монгольской народно-революционной ар мии, ее созданию, форме организации, ее героическим подвигам у южных рубежей родины автор отводит особую главу. Последняя глава книги посвящена исто рии взаимоотношений Монгольской Народ ной Республики с СССР, в основе которых лежит бескорыстная дружба и братская помощь советского народа молодому госу дарству. «Монгольский народ, сбросив с се бя оковы феодального угнетения, опираясь на братскую помощь Советского Союза, уверенно продвигается по пути к обще ству, в котором нет эксплоатации челове ка человекам, нет нищеты», — заканчи вает свою книгу Перлин. Книга написана в общем языком дело вым и четким, но местами в тексте ее по падаются неясности, способные ввести не
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2