Сибирские огни, 1941, № 2

строительства, найдет в книге Перлина не­ мало интересных и полезных сведений. Несмотря на небольшой объем (всего 70 ..страниц) и скромные задачи, эта работа в очень сжатой форме предоставляет чи­ тателю обширный фактический и цифровой материал. В ней много, для подобного .очерка, пожалуй, даже слишком много цифр, но они так умело использованы, что не только не сушат повествования, а, на­ против, придают ему еще большую жи­ вость. Органически врастая в текст, циф- ,ры становятся красноречивым дополнением раосказа. Их язык как бы сливается с язы ­ ком повествования, получая единую с ним тональность. Краткость, конкретность и ве­ сомость (результат обилия фактов) изло­ жения сообщают книге особую вырази­ тельность. Дав общую характеристику Монгольской Народной Республики, автор информирует читателя об устройстве ее поверхности, климате, флоре и фауне. Далее он с боль­ шой осведомленностью рассказывает исто­ рию Монголии в связи с историей Китая, вскрывает сущность политики манчжурской династии, толкует причины, побуждавшие манчжуров поощрять развитие в Монголии .ламаизма и попутно очерчивает политиче­ ский и экономический профиль ламаистских монастырей. Но весьма однобокой выгля­ дит его характеристика ламства, как обыч­ ного монашества, понимаемого в нашем смысле слова. Лама — отнюдь не всегда монах, связанный обетом безбрачия и про­ чими монастырскими запретами. Из числа монгольских лам (116 тыс. человек) в 1918 г. свыше 70 тыс. лишь формально числились в монастырских списках. Они жили дома, были женатыми, занимались светскими делами, и часто несли обще­ ственные и гражданские повинности. Ла ­ маизм — не только и не столько мона­ шество (это — частность!), сколько госу­ дарственная церковь, распоряжающаяся че­ рез свою иерархию и «душами», и тела­ ми, и собственностью трудящихся той стра­ ны, где она господствует. Ознакомив читателя с географией и ис­ торией Монголии, автор тотчас же присту- лает к изложению основной темы, расска­ зывая о том, как боролся за национальную независимость монгольский народ, как с помощью Красной армии очистил он свою степную родину от войск китайских ми­ литаристов и разнузданных банд . барона :Унгерна, как революция освободила Мон­ голию из-нод иностранного ига и создала государство нового типа — буржуазно-де­ мократическую, антиимпериалистическую и антифеодальную республику, Перлин освещает существенные факты из биографии народных героев Монголии — Сухэ-Батора и маршала Чойбалсана, цити­ рует политический отчет Ц К Монгольской народно-революционной партии IX съезду партии, в котором содержится описание бе­ сед с Лениным двух монгольских делега­ ций (в 1920 и 1921 гг.), возглавлявшихся Сухэ-'Батором. В общих чертах автор дает представле­ ние о работах Великого хурала и Ц К пар­ тии, говорит о вредительской деятельности правых элементов и «леваков», пытавших­ ся сорвать постановления органов народ­ ной власти. Описав государственный строй и административное деление МНР, он пе­ реходит к обстоятельному обзору тех ус­ пехов, которых добился монгольский народ во всех областях своего хозяйства. Эти страницы книги насыщены фактиче­ ским и цифровым материалом, иллюстри­ рующим достижения лучше и убедительнее вояких слов. Сказочный рост промышлен­ ности, развитие транспорта, стандартиза­ ция финансовой системы, увеличение обо­ ротов торговли (особенно внешней), широ­ кое разветвление сети лечебных учрежде­ ний (о чем в старой Монголии почти не имели понятия), строительство новых школ, клубов, ликвидация неграмотности и неви­ данный подъем культуры — все это пока­ зано уверенно, на изученном и неплохо об­ работанном материале. Досадно только, что осведомленность ав­ тора имеет все же «узкие места» и в не­ которых деталях он не только «срывает­ ся», но и делает явные ошибки. Так, например, его утверждение, что «до революции 1921 г. в Монголии не издава­ лось ни одной газеты или журнала», абсо­ лютно неверно. Журналов там действи­ тельно не было, но газеты существовали. В период автономии Внешней Монголии выходили газеты «Нэйслэн хуренэ мэдэ» («Ургинские Известия») и «Монголии со- нин бичик» («Монгольская газета»). За ­ тем, в 1920 году, стала издаваться газета «Монголын Унэн» («Монгольская Прав­ да»), сыгравшая огромную роль в деле сплочения аратских масс и создания народ­ но-революционной партии. Говоря о печа­ ти МНР, Перлин почему-то указывает только газеты, не упоминая ни об одном журнале, а ведь их в М Н Р — около де­ сятка. Неверно заявление автора и о том, что молодежь начала создавать монгольский театр в 1924 г. Зачем скидывать со счетов целых два года упорной и плодотворной работы? Организация театра началась в 1922 г., а в 1923 г. уже появилась первая национальная пьеса «Ушан Ундур-хан», представляющая собой инсценировку на­ родной легенды. Монгольской народно-революционной ар­ мии, ее созданию, форме организации, ее героическим подвигам у южных рубежей родины автор отводит особую главу. Последняя глава книги посвящена исто­ рии взаимоотношений Монгольской Народ­ ной Республики с СССР, в основе которых лежит бескорыстная дружба и братская помощь советского народа молодому госу­ дарству. «Монгольский народ, сбросив с се­ бя оковы феодального угнетения, опираясь на братскую помощь Советского Союза, уверенно продвигается по пути к обще­ ству, в котором нет эксплоатации челове­ ка человекам, нет нищеты», — заканчи­ вает свою книгу Перлин. Книга написана в общем языком дело­ вым и четким, но местами в тексте ее по­ падаются неясности, способные ввести не­

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2