Сибирские огни, 1941, № 2
в Барнауле вопрос о возможности сохра нения площадки, зарезервированной для «огненной машины». Рассмотрев чертежи машины и план ее установки, они нашли, что новая шахта ничему не помешает. Только после этой консультации Качка ут вердил закладку шахты. В 1796 г. Качка уехал из Барнаула, получив новое назначе ние. Уже новый начальник заводов Карл Беер подписал указ Колывавокой горной экспедиции от 21 ноября 1796 года, возла гавший окончание постройки паровой ма шины для Салаирского рудника на возвра тившегося с Нарчинских заводов «находив шегося там при механическом ученике Бор зове, при устройстве огненной машины, ун- тер-пгахтмейстера Поликарпа Залесова».'1 Дальнейшего следа делопроизводства об устройстве «огненной машины» на Салаир- ском руднике ни в сохранившихся еще де лах Салаирской горной конторы в Ново сибирском облархиве, ни в Барнауле нам разыскать не удалось. Видимо, «члены» ма шины, отлитые на Томском заводе, так и не дождались, когда сила пара вдохнет в них жизнь,. Также не привилась, видимо, и паровая машина, построенная в это же время на Нерчинских заводах. На Колыва- нонВоскресенских заводах и рудниках по старинке применялись лишь вододействую щие и конные механизмы да ручные воро та. На Салаирском руднике, как отмечает и проф. Данилевский, еще в 1836 г. была сделана попытка заменить ручной ворот на Троицкой шахте, на котором работали при кованные цепями штрафные рабочие, та кой же ветхозаветной «ступальной маши ной», приводившейся в движение также человеческой силой, но только не руками, а ногами. И это считалось технической «новостью». До конца XViIII века паровые машины в горнозаводском деле в России не приме нялись. Первая паровая машина на Урале появилась в 1808 г. В Барнауле же, что так же отмечает -проф. Данилевский, интерес К паровым машинам снова начинает про являться с 1825 года, когда по заказу на чальника заводов П. К. Фролова (сын ме ханика К. Д. Фролова) была сделана мо дель малой паровой машины И. И. Пол-зу- нова по его первоначальному проекту, зна чительно разнящемуся от построенной им впоследствии «машины большого корпуса». Именно эта модель -хранится теперь в Бар наульском музее. И уже в последние го-, г Новосибирский облар-хив, фонд 959, де ло 1, лл. 88 и 89. I / КНИГА О ]МОНГОЛЬСКОЙ Для Монгольской Народной Республики приближаются торжественные дни большо го национального праздника. Молодое го сударство трудящихся -аратов летом этого года будет отмечать двадцатилетие своего 1 Б. П е р л и н , «Монгольская Народная Республика». Паргиздат при Ц К ВКП (б ), 1941 г., тираж 100 ты-c. Цена 70 коп. ды крепостного периода на Гурьевском за воде появляется бельгийская паровая ма-- шина уаттовской системы (1-856— 1860 гг.). Приехали и бельгийские мастера, которые должны были ее собрать и при ее уже помощи начать сооружение новых паровых машин для кабинетских рудников и заво дов. Эта последняя попытка механизации крепостного горнозаводского хозяйства на основах передовой капиталистической тех ники, крайне интересная по своим ярким бытовым подробностям, лишний раз пока зала гнилость и рутинность всего крепост нического горнозаводского хозяйства. В 1864 г. на Барнаульском заводе среди разного хлама, оставшегося от крепостных времен, были найдены части какой-то очень сложной и -громоздкой мацщны, отлитые из чугуна и очень грубо отделанные вручную без применения токарных и сверлильных станков. Для осмотра машины был вызван управляющий Салаирским -краем Смирнов, руководивший устройством «механической фабрики» при Гурьевском заводе, которая все еще не могла справиться -со сборкой и установкой бельгийской паровой машины. О’н нашел, что это части паровой машины, но такой устарелой конструк ции -и такой грубой работы, что «при готовление такой машины без помощи ставков, т. е. руками, может приносить только честь приготовившему ее масте ру, к употреблению же в на-стоящее время она не только не может быть при менима, но и направлена быть не может»!, и что ее не стоило и собирать. Видимо, это -были «члены» той самой -машины, которые отливались на Томском заводе еще при -Качке. Вот некоторые, отрывочные правда, ар хивные справки, которые, по нашему мне нию, могут еще несколько дополнить об щую картину бо-рьбы за введение паро вых машин на кабинетских гор-ных заводах в Сибири в X V I I I веке, воспроизведенную проф. -В- В. Данилевским. Дело -жизни ме ханика И. И. Ползу-нова, стремившегося реконструировать горнозаводскую технику, «облегчая труд по нас грядущим», -не осу ществилось и не могло осуществиться. Но оно оживает в чудесах -новой техники со циалистической эпохи в бывших владе ниях царского кабинета — на Алтае (Рид- дер), в Салаи-ре, в Кузбассе. Б. Шемелес. 1Новосибирский облархив, фо-нд 5, дело- 142, лл. 213, 2-14. Н А Р О Д Н О Й Р Е С П У Б Л И К Е 1 существования, подводить итоги своих эко- номиче-аких достижений, вспоминать слав ные дни борьбы за национальную незави симость, героические подвиги своей народ но-революционной армии, отбросившей от рубежей родины полчища иноземных зах ватчиков. Советский читатель, желающий обстоятельно ознакомиться с борьбой мон гольского народа и успехами его мирного-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2