Сибирские огни, 1941, № 2

в Барнауле вопрос о возможности сохра­ нения площадки, зарезервированной для «огненной машины». Рассмотрев чертежи машины и план ее установки, они нашли, что новая шахта ничему не помешает. Только после этой консультации Качка ут ­ вердил закладку шахты. В 1796 г. Качка уехал из Барнаула, получив новое назначе­ ние. Уже новый начальник заводов Карл Беер подписал указ Колывавокой горной экспедиции от 21 ноября 1796 года, возла­ гавший окончание постройки паровой ма­ шины для Салаирского рудника на возвра­ тившегося с Нарчинских заводов «находив­ шегося там при механическом ученике Бор­ зове, при устройстве огненной машины, ун- тер-пгахтмейстера Поликарпа Залесова».'1 Дальнейшего следа делопроизводства об устройстве «огненной машины» на Салаир- ском руднике ни в сохранившихся еще де­ лах Салаирской горной конторы в Ново­ сибирском облархиве, ни в Барнауле нам разыскать не удалось. Видимо, «члены» ма­ шины, отлитые на Томском заводе, так и не дождались, когда сила пара вдохнет в них жизнь,. Также не привилась, видимо, и паровая машина, построенная в это же время на Нерчинских заводах. На Колыва- нонВоскресенских заводах и рудниках по старинке применялись лишь вододействую­ щие и конные механизмы да ручные воро­ та. На Салаирском руднике, как отмечает и проф. Данилевский, еще в 1836 г. была сделана попытка заменить ручной ворот на Троицкой шахте, на котором работали при­ кованные цепями штрафные рабочие, та­ кой же ветхозаветной «ступальной маши­ ной», приводившейся в движение также человеческой силой, но только не руками, а ногами. И это считалось технической «новостью». До конца XViIII века паровые машины в горнозаводском деле в России не приме­ нялись. Первая паровая машина на Урале появилась в 1808 г. В Барнауле же, что так же отмечает -проф. Данилевский, интерес К паровым машинам снова начинает про­ являться с 1825 года, когда по заказу на­ чальника заводов П. К. Фролова (сын ме­ ханика К. Д. Фролова) была сделана мо­ дель малой паровой машины И. И. Пол-зу- нова по его первоначальному проекту, зна­ чительно разнящемуся от построенной им впоследствии «машины большого корпуса». Именно эта модель -хранится теперь в Бар ­ наульском музее. И уже в последние го-, г Новосибирский облар-хив, фонд 959, де­ ло 1, лл. 88 и 89. I / КНИГА О ]МОНГОЛЬСКОЙ Для Монгольской Народной Республики приближаются торжественные дни большо­ го национального праздника. Молодое го­ сударство трудящихся -аратов летом этого года будет отмечать двадцатилетие своего 1 Б. П е р л и н , «Монгольская Народная Республика». Паргиздат при Ц К ВКП (б ), 1941 г., тираж 100 ты-c. Цена 70 коп. ды крепостного периода на Гурьевском за­ воде появляется бельгийская паровая ма-- шина уаттовской системы (1-856— 1860 гг.). Приехали и бельгийские мастера, которые должны были ее собрать и при ее уже помощи начать сооружение новых паровых машин для кабинетских рудников и заво­ дов. Эта последняя попытка механизации крепостного горнозаводского хозяйства на основах передовой капиталистической тех­ ники, крайне интересная по своим ярким бытовым подробностям, лишний раз пока­ зала гнилость и рутинность всего крепост­ нического горнозаводского хозяйства. В 1864 г. на Барнаульском заводе среди разного хлама, оставшегося от крепостных времен, были найдены части какой-то очень сложной и -громоздкой мацщны, отлитые из чугуна и очень грубо отделанные вручную без применения токарных и сверлильных станков. Для осмотра машины был вызван управляющий Салаирским -краем Смирнов, руководивший устройством «механической фабрики» при Гурьевском заводе, которая все еще не могла справиться -со сборкой и установкой бельгийской паровой машины. О’н нашел, что это части паровой машины, но такой устарелой конструк­ ции -и такой грубой работы, что «при­ готовление такой машины без помощи ставков, т. е. руками, может приносить только честь приготовившему ее масте­ ру, к употреблению же в на-стоящее время она не только не может быть при­ менима, но и направлена быть не может»!, и что ее не стоило и собирать. Видимо, это -были «члены» той самой -машины, которые отливались на Томском заводе еще при -Качке. Вот некоторые, отрывочные правда, ар­ хивные справки, которые, по нашему мне­ нию, могут еще несколько дополнить об­ щую картину бо-рьбы за введение паро­ вых машин на кабинетских гор-ных заводах в Сибири в X V I I I веке, воспроизведенную проф. -В- В. Данилевским. Дело -жизни ме­ ханика И. И. Ползу-нова, стремившегося реконструировать горнозаводскую технику, «облегчая труд по нас грядущим», -не осу­ ществилось и не могло осуществиться. Но оно оживает в чудесах -новой техники со­ циалистической эпохи в бывших владе­ ниях царского кабинета — на Алтае (Рид- дер), в Салаи-ре, в Кузбассе. Б. Шемелес. 1Новосибирский облархив, фо-нд 5, дело- 142, лл. 213, 2-14. Н А Р О Д Н О Й Р Е С П У Б Л И К Е 1 существования, подводить итоги своих эко- номиче-аких достижений, вспоминать слав­ ные дни борьбы за национальную незави­ симость, героические подвиги своей народ­ но-революционной армии, отбросившей от рубежей родины полчища иноземных зах­ ватчиков. Советский читатель, желающий обстоятельно ознакомиться с борьбой мон­ гольского народа и успехами его мирного-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2