Сибирские огни, 1941, № 2

Машину предполагалось все же использо­ вать. Таково было отношение к ней на­ чальника горных заводов А. И. Парашина, под наблюдением которого она была пу ­ щена в действие. Преемники Порошина су­ дили иначе и, получив на это согласие (Кабинета, окончательно разобрали машину на слом. Что же изменилось за эта вре­ мя? При Ирмане, непосредственно сменив­ шем Порошина, горнозаводский строй дос­ тиг небывалых еще экономических успе­ хов (1768— 1779). Путем жестокой эксплоа- тации труда закрепощенных горнозавод­ ских крестьян и рабочих Ирману удалось довести выплавку серебра на заводах до 1072 пудов в среднем в год. Этим успехам содействовала и старая вододействовавшая механика, еще не исчерпавшая всех своих возможностей. Но хищническая эксплоатация горных богатств Змеиногорских рудников и такая же хищническая эксплоатация труда при­ писных крестьян привели к первому сры­ ву. Выплавка серебра катастрофически па­ дает и при преемнике Ирмана Меллере опу­ стилась уже до 634 пудов. В то же время пугачевское восстание заставило царское правительство принять общие (меры к не­ которому облегчению и регулированию крепостного горнозаводского труда в Рос­ сии. В этой обстановке в качестве началь­ ника К олывано-Воскресенских горных за­ водов в Барнауле появляется В. С. Качка (1786— 1798), который успел уже зареко­ мендовать себя как опытный и энергичный ■горный деятель с широким кругозором. В. С, Качка; несомненно, близко знал И, И. Ползунова. Он начал горную служ­ бу с должности пробирного ученика на Барнаульском заводе и был на 11 лет мо­ ложе Ползунова, а чин шихтмейстера по­ лучил в 1758 г., т. е,. только на год раньше Ползунова. Он не мог не интересоваться его паровой машиной, хотя точных доку­ ментальных свидетельств об этом пака и не найдено. В годы деятельности Качки создалась вновь более благоприятная об­ становка для рационализаторских опытов. Именно в эти годы делаются практиче­ ские опыты с применением Кузнецкого ка­ менного угля на Томском железном заво­ де, построенном в 1771 году. Паровая ма­ шина, изобретенная Уаттом, еще не попа­ ла в Россию. Но о паровых машинах уже чаще стали писать в русских журналах. 4 январи 1791 года берг-гешворен Пав­ ловского сереброплавильного завода Гера­ сим Архипов представил Качке «описание и чертеж машины, дейсгвуемой парами». Архипов писал, что «это не изобретение оной», но он просто воспользовался тем, что «случилось ему читать». Любознатель­ ный берг-гешворен читал описание паро­ вых машИн, сделанное русским инженером Турчаниновым во время его путешествия по Англии, Кроме того, он воспользовался опи­ санием паровой машины (Ньюкомена в «Об­ стоятельном наставлении о рудном деле» Шлаттара, т. е. в той самой книге, кото­ рая в свое время дала толчок изобрета­ тельской мысли Ползунова. «Сделал он ма­ ленькую модель из свинца, которая по ма­ лости своей действие имеет, хотя слабое, но к дальнейшему исследованию подает большую надежду». Архипов предлагал по его модели построить паровую машину на Павловском заводе, чтобы приводить в дей­ ствие цилиндры воздуходувных машин и «к тому, яко нужную для завода часть, присовокупить толчею и пильную мельни­ цу». Горный совет в своем заседании от 10 января 1791 года принял следующее ре­ шение: «Поелику проектируется берг-гешво- реном Архиповым парами действуемая ма­ шина, хотя до сего уже в разных сочине­ ниях и напоследок в прибавлении к фергу- совым лекциям об огненных машинах, со­ чиненном тверским губернским механиком ■Сабакиньщ!, описана, однако же за любо­ пытство и усердие о казенной пользе оный Архипов заслуживает похвалу, что и объя­ вит ему главный командир. Хотя же по нынешнему положению заводов в такой машине надобности и не представится, но чтоб на предбудущие времена опытность таковой машины известна была, сделать оной такой величины модель, чтобы дей­ ствие ее яснее видеть можно».2 Была ли построена Архиповым увеличен­ ная модель машины, мы не знаем, но уже в ближайшие годы возникает вопрос об устройстве паровых машин в Нерчинском горном округе и, одновременно, в Колы- ванонВоскресенском округе — на Салаир- ском руднике. Мы можем привести неко­ торые, лишь отрывочные, документы из пе­ реписки, возникшей по этому вопросу. Из нее все же видно, что в 1793 г. Качка рас­ порядился зарезервировать на Салаирском руднике площадку для запроектированной уже паровой машины,. Далее в 1795 г. в его распоряжении были уже готовые чер­ тежи паровой машины, а отдельные части ее были переданы для изготовления на Томский железный завод. Другая машина тождественной конструкции строилась на Нерчинсмих заводах. Имели ли какое-ли­ бо отношение к этому делу ученики Пол­ зунова Левзин и Черницын? Левзин умер еще в 1775 году, Черницын же в 1779 году ездил с караваном серебра в Петербург и вернулся в Барнаул. Затем, как отмечает проф. Данилевский, он «видимо, некото­ рое время работал на Нерчинских заводах» и снова возвращается в Барнаул. В 1794 г., по представлению Качки, его наградили ор­ деном за быстрое исправление разрушений, причиненных (Барнаульскому заводу навод­ нением. Следовательно, при посредстве Чер- ницына могла быть установлена личная связь между Барнаулом и Нерчинском, что могло сказаться и на одновременной по­ становке вопроса о паровой машине. Бо ­ лее определенных указаний на его участие в этом деле нет. В 1795 г., при закладке новой шахты на Салаирском руднике. Качка обсуждает с иностранными специалистами горного дела 1Лев Сабакин — первый русский меха­ ник, изучивший машину Уатта и давший ее описание в приложении к «Лекциям Фер- гусона», переведенным им на русский язык. 2Новосибирский облархив, фонд 826, де­ ло 4, лл. 29 и 30.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2