Сибирские огни, 1941, № 2
Машину предполагалось все же использо вать. Таково было отношение к ней на чальника горных заводов А. И. Парашина, под наблюдением которого она была пу щена в действие. Преемники Порошина су дили иначе и, получив на это согласие (Кабинета, окончательно разобрали машину на слом. Что же изменилось за эта вре мя? При Ирмане, непосредственно сменив шем Порошина, горнозаводский строй дос тиг небывалых еще экономических успе хов (1768— 1779). Путем жестокой эксплоа- тации труда закрепощенных горнозавод ских крестьян и рабочих Ирману удалось довести выплавку серебра на заводах до 1072 пудов в среднем в год. Этим успехам содействовала и старая вододействовавшая механика, еще не исчерпавшая всех своих возможностей. Но хищническая эксплоатация горных богатств Змеиногорских рудников и такая же хищническая эксплоатация труда при писных крестьян привели к первому сры ву. Выплавка серебра катастрофически па дает и при преемнике Ирмана Меллере опу стилась уже до 634 пудов. В то же время пугачевское восстание заставило царское правительство принять общие (меры к не которому облегчению и регулированию крепостного горнозаводского труда в Рос сии. В этой обстановке в качестве началь ника К олывано-Воскресенских горных за водов в Барнауле появляется В. С. Качка (1786— 1798), который успел уже зареко мендовать себя как опытный и энергичный ■горный деятель с широким кругозором. В. С, Качка; несомненно, близко знал И, И. Ползунова. Он начал горную служ бу с должности пробирного ученика на Барнаульском заводе и был на 11 лет мо ложе Ползунова, а чин шихтмейстера по лучил в 1758 г., т. е,. только на год раньше Ползунова. Он не мог не интересоваться его паровой машиной, хотя точных доку ментальных свидетельств об этом пака и не найдено. В годы деятельности Качки создалась вновь более благоприятная об становка для рационализаторских опытов. Именно в эти годы делаются практиче ские опыты с применением Кузнецкого ка менного угля на Томском железном заво де, построенном в 1771 году. Паровая ма шина, изобретенная Уаттом, еще не попа ла в Россию. Но о паровых машинах уже чаще стали писать в русских журналах. 4 январи 1791 года берг-гешворен Пав ловского сереброплавильного завода Гера сим Архипов представил Качке «описание и чертеж машины, дейсгвуемой парами». Архипов писал, что «это не изобретение оной», но он просто воспользовался тем, что «случилось ему читать». Любознатель ный берг-гешворен читал описание паро вых машИн, сделанное русским инженером Турчаниновым во время его путешествия по Англии, Кроме того, он воспользовался опи санием паровой машины (Ньюкомена в «Об стоятельном наставлении о рудном деле» Шлаттара, т. е. в той самой книге, кото рая в свое время дала толчок изобрета тельской мысли Ползунова. «Сделал он ма ленькую модель из свинца, которая по ма лости своей действие имеет, хотя слабое, но к дальнейшему исследованию подает большую надежду». Архипов предлагал по его модели построить паровую машину на Павловском заводе, чтобы приводить в дей ствие цилиндры воздуходувных машин и «к тому, яко нужную для завода часть, присовокупить толчею и пильную мельни цу». Горный совет в своем заседании от 10 января 1791 года принял следующее ре шение: «Поелику проектируется берг-гешво- реном Архиповым парами действуемая ма шина, хотя до сего уже в разных сочине ниях и напоследок в прибавлении к фергу- совым лекциям об огненных машинах, со чиненном тверским губернским механиком ■Сабакиньщ!, описана, однако же за любо пытство и усердие о казенной пользе оный Архипов заслуживает похвалу, что и объя вит ему главный командир. Хотя же по нынешнему положению заводов в такой машине надобности и не представится, но чтоб на предбудущие времена опытность таковой машины известна была, сделать оной такой величины модель, чтобы дей ствие ее яснее видеть можно».2 Была ли построена Архиповым увеличен ная модель машины, мы не знаем, но уже в ближайшие годы возникает вопрос об устройстве паровых машин в Нерчинском горном округе и, одновременно, в Колы- ванонВоскресенском округе — на Салаир- ском руднике. Мы можем привести неко торые, лишь отрывочные, документы из пе реписки, возникшей по этому вопросу. Из нее все же видно, что в 1793 г. Качка рас порядился зарезервировать на Салаирском руднике площадку для запроектированной уже паровой машины,. Далее в 1795 г. в его распоряжении были уже готовые чер тежи паровой машины, а отдельные части ее были переданы для изготовления на Томский железный завод. Другая машина тождественной конструкции строилась на Нерчинсмих заводах. Имели ли какое-ли бо отношение к этому делу ученики Пол зунова Левзин и Черницын? Левзин умер еще в 1775 году, Черницын же в 1779 году ездил с караваном серебра в Петербург и вернулся в Барнаул. Затем, как отмечает проф. Данилевский, он «видимо, некото рое время работал на Нерчинских заводах» и снова возвращается в Барнаул. В 1794 г., по представлению Качки, его наградили ор деном за быстрое исправление разрушений, причиненных (Барнаульскому заводу навод нением. Следовательно, при посредстве Чер- ницына могла быть установлена личная связь между Барнаулом и Нерчинском, что могло сказаться и на одновременной по становке вопроса о паровой машине. Бо лее определенных указаний на его участие в этом деле нет. В 1795 г., при закладке новой шахты на Салаирском руднике. Качка обсуждает с иностранными специалистами горного дела 1Лев Сабакин — первый русский меха ник, изучивший машину Уатта и давший ее описание в приложении к «Лекциям Фер- гусона», переведенным им на русский язык. 2Новосибирский облархив, фонд 826, де ло 4, лл. 29 и 30.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2