Сибирские огни, 1941, № 2
ды вообще в России не было ни горных, ни технических высших школ. И Ползунов, как показал проф. Данилевский, с боль шой жаждой, настойчивостью учился на практике и в то же время следил за ли тературой, изучал физику, математику и горные науки. Из изложения проф. Дани левского вполне очевидно, что Ползунов близко знал и усвоил труды в области фи зики, техники и горного дела таких дея телей крепостной эпохи, как ближайшие сотрудники Петра I де-ГАшин и Татищев, как М. В. Ломоносов и Шлаттер. В то же время он считает не доказанным, что Пол зунов не знал немецкого языка и не мог самостоятельно пользоваться специальной немецкой литературой. Безусловно это был талантливейший изобретатель, который су мел все накопленное им знания применить к делу и уйти далек® вперед крепостной эпохи. Проф. Данилевский показывает нам Пол- зунова, как пионера мирового техническо го прогресса. Он физик и метеоролог, С а мостоятельно конструирующий' метеороло гические приборы, он чертежник-конструк тор. Он не только изобретатель паровой машины, но и строитель ее, пионер строе ния металлических машин в России. Он же изобретатель и конструктор токарных станков и других подсобных ставков и ин струментов, чертежи которых не сохрани лись. Крупная фигура талантливого сибирско го механика только теперь встает перед нами во весь рост. И совершенно прав проф. Данилевский, что к изобретению Ползунова вполне приложима та оценка, которую в свое время К. Маркс дал Уатту и его изобретению: « В е л и к и й г е н и й У а т т а о б н а р у ж и в а е т с я в т ом, ч т о п а т е н т , в з я т ы й им в а п р е л е 1784 г., д а в а я о п и с а н и е п а р о в о й м а ш и ны, и з о б р а ж а е т ее не к а к и з о б р е т е н и е л и ш ь д л я о с о б ы х ц е л е й , но к а к у н и в е р с а л ь н ы й д в и г а т е л ь к р у п н о й п р о м ы ш л е н н о с т и » . (Маркс и Энгельс, т. XV I I, стр. 41(5). Именно с такой же точно идеей всеобщего применения в производстве парового двигателя Ползунов вступил в 1763 г., за 21 год до Уатта.' Но в крепостнической России потребность в универсальном двигателе еще не созрела, еще не было широкого развития тех рабо чих механизмов, которые он мог бы при водить в движение. Следовательно, здесь не было еще тех условий для промышлен ной и технической революции, как на За паде, и на первое время паровая машина могла рассчитывать на применение только в горнозаводском деле. Книга проф. Данилевского встречена за служенными приветствиями в нашей цент ральной печати со стороны наших исто риков и представителей технической науки («Правда», 16 декабря 1940 г., «Машино строение», 21 декабря 1940 г.). Проф. А. М. Панкратова и доцент И. М. Будни- цын в своем коллективном отзыве пишут: «Глубокую патриотическую, содержатель ную. любовно и художественно написан ную книгу проф. В. В. Данилевского нуж но приветствовать не только как крупную удачу автора, но и как серьезное общест венно-научное событие». («Правда», 16 де кабря 1940 г.). В то же время книгу проф. Данилевского следует приветствовать и как первую попытку извлечь на свет и сделать достоянием науки и советской обществен ности богатейшие материалы по истории горного дела в Сибири, хранящиеся в цент ральных и местных архивах. «Великую и многостороннюю деятель ность И. И. 'Ползунова трудно исчерпать в пределах одного, хотя бы и обширного, исследования,. Наша работа будет продол жаться далее, —-пишет проф. Данилевский в предисловии к своей книге. — Поэтому прошу всех, ком у , дорога история нашей великой родины, сообщить свои критиче ские замечания, а также и возможные до полнительные сведения о жизни и делах И. И. Ползунова» (стр, 5). В этой статье мы хотим остановиться лиш! на судьбе дела жизни И. И. Ползу нова. Этому вопросу проф,. Данилевский посвящает две заключительные главы своей книги. Но следовало бы произвести допол нительные архивные изыскания для осве щения попыток применения паровых ма шин на сибирских рудниках и заводах в крепостные годы уже после смерти И. И. Ползунова, Соответствующие документы могут быть еще найдены в архивных фон дах кабинетских горных заводов в Бар науле, Новосибирске, Нерчинске и Ленин граде. Изобретение И. И. Ползунова, как отме чает проф. Данилевский, вызвало к себе определенный интерес со стороны кабинет ского начальства. Даже в условиях деше вого крепостного труда оно отвечало оп ределенным потребностям горного дела, иначе бы Кабинет не пошел на довольно значительные затраты по сооружению пер вой паровой машины в Сибири (около 5000 тыс. руб. сер,.),. Ею интересовались не толь ко в Барнауле, но и на Нерчинсюих сереб ряных заводах. Как писал сам Ползунов в объяснитель ной записке к первому проекту своей ма шины, Нерчинские заводы не имели в сво ем распоряжении даже вододействующих механизмов и пользовались только конны ми и ручными приводами. Проф. Данилев ский отмечает далее, что сама администра ция Нерчинских заводов, заинтересовав шись изобретением Ползунова, обратилась в Барнаул с соответствующим запросом, но получила бюрократический ответ с пред ложением обождать до конца испытаний новой машины. А как обстояло дело в Барнауле? Маши на Ползунова, работавшая в Барнауле в 1765 г., была остановлена лишь временно после того, как медный паровой котел про горел. Котел необходимо было заменить новым, чугунным. Некоторые другие тех нические неполадки пускового периода от нюдь не представлялись неустранимыми.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2