Сибирские огни, 1941, № 2

ды вообще в России не было ни горных, ни технических высших школ. И Ползунов, как показал проф. Данилевский, с боль­ шой жаждой, настойчивостью учился на практике и в то же время следил за ли­ тературой, изучал физику, математику и горные науки. Из изложения проф. Дани­ левского вполне очевидно, что Ползунов близко знал и усвоил труды в области фи­ зики, техники и горного дела таких дея­ телей крепостной эпохи, как ближайшие сотрудники Петра I де-ГАшин и Татищев, как М. В. Ломоносов и Шлаттер. В то же время он считает не доказанным, что Пол­ зунов не знал немецкого языка и не мог самостоятельно пользоваться специальной немецкой литературой. Безусловно это был талантливейший изобретатель, который су­ мел все накопленное им знания применить к делу и уйти далек® вперед крепостной эпохи. Проф. Данилевский показывает нам Пол- зунова, как пионера мирового техническо­ го прогресса. Он физик и метеоролог, С а ­ мостоятельно конструирующий' метеороло­ гические приборы, он чертежник-конструк­ тор. Он не только изобретатель паровой машины, но и строитель ее, пионер строе­ ния металлических машин в России. Он же изобретатель и конструктор токарных станков и других подсобных ставков и ин­ струментов, чертежи которых не сохрани­ лись. Крупная фигура талантливого сибирско­ го механика только теперь встает перед нами во весь рост. И совершенно прав проф. Данилевский, что к изобретению Ползунова вполне приложима та оценка, которую в свое время К. Маркс дал Уатту и его изобретению: « В е л и к и й г е н и й У а т т а о б н а р у ж и в а е т с я в т ом, ч т о п а т е н т , в з я т ы й им в а п р е л е 1784 г., д а в а я о п и с а н и е п а р о в о й м а ш и ­ ны, и з о б р а ж а е т ее не к а к и з о б ­ р е т е н и е л и ш ь д л я о с о б ы х ц е л е й , но к а к у н и в е р с а л ь н ы й д в и г а ­ т е л ь к р у п н о й п р о м ы ш л е н н о с т и » . (Маркс и Энгельс, т. XV I I, стр. 41(5). Именно с такой же точно идеей всеобщего применения в производстве парового двигателя Ползунов вступил в 1763 г., за 21 год до Уатта.' Но в крепостнической России потребность в универсальном двигателе еще не созрела, еще не было широкого развития тех рабо­ чих механизмов, которые он мог бы при­ водить в движение. Следовательно, здесь не было еще тех условий для промышлен­ ной и технической революции, как на За­ паде, и на первое время паровая машина могла рассчитывать на применение только в горнозаводском деле. Книга проф. Данилевского встречена за­ служенными приветствиями в нашей цент­ ральной печати со стороны наших исто­ риков и представителей технической науки («Правда», 16 декабря 1940 г., «Машино­ строение», 21 декабря 1940 г.). Проф. А. М. Панкратова и доцент И. М. Будни- цын в своем коллективном отзыве пишут: «Глубокую патриотическую, содержатель­ ную. любовно и художественно написан­ ную книгу проф. В. В. Данилевского нуж­ но приветствовать не только как крупную удачу автора, но и как серьезное общест­ венно-научное событие». («Правда», 16 де кабря 1940 г.). В то же время книгу проф. Данилевского следует приветствовать и как первую попытку извлечь на свет и сделать достоянием науки и советской обществен­ ности богатейшие материалы по истории горного дела в Сибири, хранящиеся в цент­ ральных и местных архивах. «Великую и многостороннюю деятель­ ность И. И. 'Ползунова трудно исчерпать в пределах одного, хотя бы и обширного, исследования,. Наша работа будет продол­ жаться далее, —-пишет проф. Данилевский в предисловии к своей книге. — Поэтому прошу всех, ком у , дорога история нашей великой родины, сообщить свои критиче­ ские замечания, а также и возможные до­ полнительные сведения о жизни и делах И. И. Ползунова» (стр, 5). В этой статье мы хотим остановиться лиш! на судьбе дела жизни И. И. Ползу­ нова. Этому вопросу проф,. Данилевский посвящает две заключительные главы своей книги. Но следовало бы произвести допол­ нительные архивные изыскания для осве­ щения попыток применения паровых ма­ шин на сибирских рудниках и заводах в крепостные годы уже после смерти И. И. Ползунова, Соответствующие документы могут быть еще найдены в архивных фон­ дах кабинетских горных заводов в Бар­ науле, Новосибирске, Нерчинске и Ленин­ граде. Изобретение И. И. Ползунова, как отме­ чает проф. Данилевский, вызвало к себе определенный интерес со стороны кабинет­ ского начальства. Даже в условиях деше­ вого крепостного труда оно отвечало оп­ ределенным потребностям горного дела, иначе бы Кабинет не пошел на довольно значительные затраты по сооружению пер­ вой паровой машины в Сибири (около 5000 тыс. руб. сер,.),. Ею интересовались не толь­ ко в Барнауле, но и на Нерчинсюих сереб­ ряных заводах. Как писал сам Ползунов в объяснитель­ ной записке к первому проекту своей ма­ шины, Нерчинские заводы не имели в сво­ ем распоряжении даже вододействующих механизмов и пользовались только конны­ ми и ручными приводами. Проф. Данилев­ ский отмечает далее, что сама администра­ ция Нерчинских заводов, заинтересовав­ шись изобретением Ползунова, обратилась в Барнаул с соответствующим запросом, но получила бюрократический ответ с пред­ ложением обождать до конца испытаний новой машины. А как обстояло дело в Барнауле? Маши­ на Ползунова, работавшая в Барнауле в 1765 г., была остановлена лишь временно после того, как медный паровой котел про­ горел. Котел необходимо было заменить новым, чугунным. Некоторые другие тех­ нические неполадки пускового периода от­ нюдь не представлялись неустранимыми.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2