Сибирские огни, 1941, № 2

V „Л Е Г ЕН ДЫ И Б Ы Л И “ В Н-овосибгизе вышла вторым дополнен­ ным изданием книга сказов и преданий старых горнорабочих южной и западной Сибири — «Легенды и были».* Это книга народных реалистических рассказов, пере­ ходящих порой в фантастику, о сибирской ■крепостнической старине, книга легенд, фан­ тастика и вымысел которых являются лишь поэтическим узором на реалистиче­ ской основе рассказов о давно отшумев­ шей жизни. Старая Сибирь была краем деревянным, пустынным, таежной глухоманью. Но в этой дикой, почти не исследованной стране в начале XVMI века была создана большая и мощная по тем временам промышленность. На огромной территории Алтайского гор­ ного округа (свыше 400 тысяч квадратных километров) работали десятки заводов, рудников, каменоломен. Они существовали около полтора столетий. Это была крепо­ стническая промышленность, к которой бы ­ ло приписано свыше трехсот тысяч чело­ век. Крепостные горнорабочие Алтайского ок­ руга создали свой фольклор — свои сказы, ■предания, легенды, свои песни. Старые фольклористы не посещали заводские по­ селки. И этот фольклор до последнего вре­ мени почти не был известен. Сибирский писатель-фольклорист А. Ми- сюрев одним из первых поехал по старым горнозаводским поселениям, Он познако­ мился там с .потомственными горнорабочи­ ми, ведущими свою родословную от вре­ мен горно-военного строя, т. е. сибирского крепостничества. Многие из этих потом­ ственных рабочих являются хранителями старинного горнозаводского фольклора. Ми- сюрев записал с их слов 75 легенд, былей, песен. Легенды, особенно сказы бергалов — по форме очень простые, очень бесхитростные рассказы. Они почти не имеют обычного сказочного обрамления, язык их скуп и лаконичен. Большинство сказов является не более, как преданиями о т д е л ь н ы х семей потомственных горнорабочих. Но это безусловно,, как правильно замечает А. Ми- сюрев, «своеобразная устная беллетристика, нередко остро сюжетная, нередко остроум­ ная и всегда полная искреннего глубокого драматизма». Процесс возникновения горнозаводского фольклора начался, очевидно, с первых лет создания крепостнических рудников и заводов в Алтайском округе и продолжал­ ся, претерпевая те или иные изменения, вплоть до революции, т. е. пока не изме­ нились условия труда и быта горнорабо­ чих, породившие этот фольклор и питав­ шие его. Горнорабочие Сибири запечатле­ ли в фольклорных образах, выношенных народом в течение нескольких поколений, 1 «Легенды и были». Фольклор старых горнорабочих южной и западной Сибири. Сборник А. А. М и с ю р е в а. Предисловие проф. М. К. А з а д о в с к о г о . Стр. 232, це­ на 4 р. 40 к. мучительный гнет крепостного труда, ран­ ние попытки добиться иной, справедливой жизни, чаяния и затаенные думы. По гор­ нозаводскому фольклору можно «восстано­ вить обычаи, чувства и мысли той безы­ менной толпы, о которой мало заботятся хроникеры и историки» (Лафарг). Фольклор горнорабочих — это прекрас­ ный материал и по своей документальности и по изобразительности. Мы не сомневаем­ ся, цто историки и краеведы почерпнут в ■нем для своих исследований такие сведе­ ния, какие они не .смогут найти даже в са ­ мых рогатых архивах. В настоящей статье мы не будем приво­ дить примеров из текстов, опубликованных в рецензируемой книге. Подчеркнем лишь одну характерную черту фольклора горно­ рабочих — это его оптимистичность. Ле ­ генды и предания запечатлели много ж у т ­ кого, темного и даже страшного из жизни крепостных рабочих. Но в них нет и наме­ ка на настроения безнадежности, обречен­ ности, пессимизма. Почти в каждом (преда­ нии красной нитью проходит восхищение рассказчиков смелостью, отвагой, ловко­ стью крепостных рабочих, их честностью, силой и благородством. От фольклора гор­ норабочих веет непреодолимой верой в си­ лы народа, уверенностью в лучшую жизнь. Записи А. Мисюрева, как мы уже писали однажды, показывают предисторито русско­ го рабочего класса, показывают истоми тех свойств характера, которые имеет наш со­ ветский народ. Бергалы не всегда покорно тянули кре­ постническую лямку. Одни нередко бунто­ вали, убивали овомх поработителей, другие бежали в го-ры, искали «Беловодье», третьи скрывались в -окрестностях заводов и руд­ ников и мстили. Горнозаводские рабочие опоэтизировали бунтарей и беглецов, сложили о них ле­ генды и любовно передавали их из поко­ ления в поколение. Так родились и живут до наших дней легенды о беглеце Сороке. Он был общим любимцем, легендарным героем крепостных бергалов на огромном пространстве Салаирского кряжа. .Но на юге Алтайского округа следы Сороки ис­ чезают. Там были свои герои: в районе Локтевскосо завода — Криволуцкий, в Гор- ном Колыване — братья Белоусовы, в Рид- даре >— Селезень. Все герои .горнозаводских легенд — -сме­ лые, сильные, вольнолюбивые люди. Берга- лы наделили их необыкновенной удалью, умом, ловкостью. .Сорока при помощи осо­ бых «ш'естикое» и «костылей» совершает гигантские многоварстные прыжки, братья Белоусовы орудуют стопудовым ло-мом. -Криволуцкий так могуч, что от его храпа «земля дрожит, ходуном ходит». Возможности простого человека, .пусть даже смелого, храброго, но одиночки — ограничены. Ведь все направлено против него! Но желание свободы, желание торже­ ства -над поработителями настолько силь­ ное, что бергалы наградили своих героев сверхестественными силами. Отсюда наряду

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2