Сибирские огни, 1941, № 2
V „Л Е Г ЕН ДЫ И Б Ы Л И “ В Н-овосибгизе вышла вторым дополнен ным изданием книга сказов и преданий старых горнорабочих южной и западной Сибири — «Легенды и были».* Это книга народных реалистических рассказов, пере ходящих порой в фантастику, о сибирской ■крепостнической старине, книга легенд, фан тастика и вымысел которых являются лишь поэтическим узором на реалистиче ской основе рассказов о давно отшумев шей жизни. Старая Сибирь была краем деревянным, пустынным, таежной глухоманью. Но в этой дикой, почти не исследованной стране в начале XVMI века была создана большая и мощная по тем временам промышленность. На огромной территории Алтайского гор ного округа (свыше 400 тысяч квадратных километров) работали десятки заводов, рудников, каменоломен. Они существовали около полтора столетий. Это была крепо стническая промышленность, к которой бы ло приписано свыше трехсот тысяч чело век. Крепостные горнорабочие Алтайского ок руга создали свой фольклор — свои сказы, ■предания, легенды, свои песни. Старые фольклористы не посещали заводские по селки. И этот фольклор до последнего вре мени почти не был известен. Сибирский писатель-фольклорист А. Ми- сюрев одним из первых поехал по старым горнозаводским поселениям, Он познако мился там с .потомственными горнорабочи ми, ведущими свою родословную от вре мен горно-военного строя, т. е. сибирского крепостничества. Многие из этих потом ственных рабочих являются хранителями старинного горнозаводского фольклора. Ми- сюрев записал с их слов 75 легенд, былей, песен. Легенды, особенно сказы бергалов — по форме очень простые, очень бесхитростные рассказы. Они почти не имеют обычного сказочного обрамления, язык их скуп и лаконичен. Большинство сказов является не более, как преданиями о т д е л ь н ы х семей потомственных горнорабочих. Но это безусловно,, как правильно замечает А. Ми- сюрев, «своеобразная устная беллетристика, нередко остро сюжетная, нередко остроум ная и всегда полная искреннего глубокого драматизма». Процесс возникновения горнозаводского фольклора начался, очевидно, с первых лет создания крепостнических рудников и заводов в Алтайском округе и продолжал ся, претерпевая те или иные изменения, вплоть до революции, т. е. пока не изме нились условия труда и быта горнорабо чих, породившие этот фольклор и питав шие его. Горнорабочие Сибири запечатле ли в фольклорных образах, выношенных народом в течение нескольких поколений, 1 «Легенды и были». Фольклор старых горнорабочих южной и западной Сибири. Сборник А. А. М и с ю р е в а. Предисловие проф. М. К. А з а д о в с к о г о . Стр. 232, це на 4 р. 40 к. мучительный гнет крепостного труда, ран ние попытки добиться иной, справедливой жизни, чаяния и затаенные думы. По гор нозаводскому фольклору можно «восстано вить обычаи, чувства и мысли той безы менной толпы, о которой мало заботятся хроникеры и историки» (Лафарг). Фольклор горнорабочих — это прекрас ный материал и по своей документальности и по изобразительности. Мы не сомневаем ся, цто историки и краеведы почерпнут в ■нем для своих исследований такие сведе ния, какие они не .смогут найти даже в са мых рогатых архивах. В настоящей статье мы не будем приво дить примеров из текстов, опубликованных в рецензируемой книге. Подчеркнем лишь одну характерную черту фольклора горно рабочих — это его оптимистичность. Ле генды и предания запечатлели много ж у т кого, темного и даже страшного из жизни крепостных рабочих. Но в них нет и наме ка на настроения безнадежности, обречен ности, пессимизма. Почти в каждом (преда нии красной нитью проходит восхищение рассказчиков смелостью, отвагой, ловко стью крепостных рабочих, их честностью, силой и благородством. От фольклора гор норабочих веет непреодолимой верой в си лы народа, уверенностью в лучшую жизнь. Записи А. Мисюрева, как мы уже писали однажды, показывают предисторито русско го рабочего класса, показывают истоми тех свойств характера, которые имеет наш со ветский народ. Бергалы не всегда покорно тянули кре постническую лямку. Одни нередко бунто вали, убивали овомх поработителей, другие бежали в го-ры, искали «Беловодье», третьи скрывались в -окрестностях заводов и руд ников и мстили. Горнозаводские рабочие опоэтизировали бунтарей и беглецов, сложили о них ле генды и любовно передавали их из поко ления в поколение. Так родились и живут до наших дней легенды о беглеце Сороке. Он был общим любимцем, легендарным героем крепостных бергалов на огромном пространстве Салаирского кряжа. .Но на юге Алтайского округа следы Сороки ис чезают. Там были свои герои: в районе Локтевскосо завода — Криволуцкий, в Гор- ном Колыване — братья Белоусовы, в Рид- даре >— Селезень. Все герои .горнозаводских легенд — -сме лые, сильные, вольнолюбивые люди. Берга- лы наделили их необыкновенной удалью, умом, ловкостью. .Сорока при помощи осо бых «ш'естикое» и «костылей» совершает гигантские многоварстные прыжки, братья Белоусовы орудуют стопудовым ло-мом. -Криволуцкий так могуч, что от его храпа «земля дрожит, ходуном ходит». Возможности простого человека, .пусть даже смелого, храброго, но одиночки — ограничены. Ведь все направлено против него! Но желание свободы, желание торже ства -над поработителями настолько силь ное, что бергалы наградили своих героев сверхестественными силами. Отсюда наряду
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2