Сибирские огни, 1941, № 2
ставим приказчиком Албазиннкрепости. Ка закам же его шлем жалованье в две ты сячи серебром». Всяческое противодействие, оказываемое в ^повести правительством завоевательным стремлениям казачества, способствует идеа лизации как образов, так и действий выве денных в повести казаков. Их идеализа цию усиливает и отношение казаков к ту земцам. В повести жестокость завоевате лей в большинстве случаев оправдывается обстоятельствами. Уже при первой встре че с эвенком Лантапиром Поярков декла рирует: «—Русскому царю кто несет ясак сполна, тот живет, кто с лукавством и войной идет, тому смерть лютая». Действия отряда Пояркова в дальнейшем оправдываются поведением самих дауров. «Глаза даурских лазутчиков усмотрели в пришельцах лютейших врагов... Даурцы по громили их нещадно и грозились стоянку сжечь, землю свою очистить и вывести ло- чей — русских с корнем, чтоб неповадно им было впредь». Но и после этого рус ские пытаются мирно укрепиться на даур ской земле, и. только когда иссякли 'запа сы и казаки зароптали, Поярков вынуж ден был напасть на даурский городок. Рассказывая о борьбе Сабурова с тун гусами, Кунгуров начинает с захвата в плен русских женщин Степаниды и Марфы Яшкиной. Отвратительный образ князька Мамтагира, издевательство над Степанидой, героизм Марфы, извещающей Сабурова о готовящемся против них походе тунгусов,— все чаще и чаще заставляют читателя со чувственно встречать известия о победах русских над туземньгми феодалами. Зака баляемые народные массы в повести от сутствуют, процесс превращения русского государства в тюрьму народов по суще ству обойден. И именно тем, что действовавшие на ис торической арене хищники заменены воль нолюбивыми идеализированными казака ми, можно объяснить схематичность, ху- „Ш О Р С К И Й В одном из писем в Сибирь А. М. Горь кий по поводу сибирского национального фольклора писал: «Все таки какие изум- рудины в восточном фольклоре!..» Со бирательница и составитель рецензируемо го тома шорского фольклора Н. П. Дырен- кова сообщает, что А. М. Горький «несмот ря на чрезвычайную перегруженность... на шел возможным ознакомиться с моими за писями и сделать ряд ценнейших замеча ний...» В книге «Шорский фольклор»1 мы еще и еще раз находим подтверждение изве стному высказыванию Горького: г «Шорский фольклор», изд. Академии Наук СОСР, 1940 г., стр. 446, тир. 800 экз., Ц. 18 р. дожественную неубедительность большин ства образов повести. Из казаков запоминается только Сабу ров. Вместо остальных действуют лишь имена и прозвища. Трудно сказать, чем от личаются братья Зазмановы от Пашки Ми нина или Соболиного дядьки. Еще более безлики казацкие жонки. Бледность и невыразительность образов подчеркивается и удивительным однообра зием языка персонажей. Почти всех дей ствующих лиц повести автор заставляет го ворить условным, стилизованным, насыщен ным архаизмами языком. И казака Пояркова: «•— Нарекаю тебя, Никита, ратным стра жем. Особливо хлебные и пороховые запа сы хорони». И царя Алексея Михайловича: «—Лажное писание, боярин, зрил я грека при полном носе»... И самого Сабурова: «—Крепость наша, Албазин именуемая, на даурской земле стоит — Даурам оие срам но и обидно!.. Не иначе войной пойдут... не устоять нам супротив многолюдной ра- ■и... Бросить крепость негоже и ущерб но!..» Даже сам автор временами начинает объ ясняться таким же стилизованным язы ком: «Воевода речи Ярофея посчитал за бун тарские, своевольные, однако правеж за чинать страшился. Казаки сабуровские хо дили наеупившйись, жалобились на житье скудное, корм тощий». Указанные недостатки менее заметны в главах, посвященных путешествию Спафа- рия, которые значительно выше остальных как по исторической правдивости, так и по художественному уровню. Причина это го прежде всего в том, что в них автор менее произвольно относится к историче ским источникам, правильнб, умело исполь зуя и истолковывая-их. В. Соколова. ФО Л Ь К Л О Р " «Подлинную историю трудового народа нельзя знать, не зная устного народного творчества,.. От глубокой древности фольк лор неотступно и своеобразно сопутствует истории».1 Историю своей тяжелой беспросветной жизни шорский народ с древности запе чатлел в устных произведениях, передавав шихся из века в век, от поколения к по колению и все время пополнявшихся но выми думами, новым историческим содер жанием. Но и сейчас, в дни социалистиче ского расцвета Шорни, народ не забывает своей чудесной фольклорной традиции. Вы- сокапоэтическими песнями о родине, о но 1Доклад А. М. Горького на 1 съезде со ветских писателей. С и б . огни № 2. 19П . 9.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2