Сибирские огни, 1941, № 2

ставим приказчиком Албазиннкрепости. Ка ­ закам же его шлем жалованье в две ты ­ сячи серебром». Всяческое противодействие, оказываемое в ^повести правительством завоевательным стремлениям казачества, способствует идеа­ лизации как образов, так и действий выве­ денных в повести казаков. Их идеализа­ цию усиливает и отношение казаков к ту ­ земцам. В повести жестокость завоевате­ лей в большинстве случаев оправдывается обстоятельствами. Уже при первой встре­ че с эвенком Лантапиром Поярков декла­ рирует: «—Русскому царю кто несет ясак сполна, тот живет, кто с лукавством и войной идет, тому смерть лютая». Действия отряда Пояркова в дальнейшем оправдываются поведением самих дауров. «Глаза даурских лазутчиков усмотрели в пришельцах лютейших врагов... Даурцы по­ громили их нещадно и грозились стоянку сжечь, землю свою очистить и вывести ло- чей — русских с корнем, чтоб неповадно им было впредь». Но и после этого рус­ ские пытаются мирно укрепиться на даур­ ской земле, и. только когда иссякли 'запа­ сы и казаки зароптали, Поярков вынуж­ ден был напасть на даурский городок. Рассказывая о борьбе Сабурова с тун­ гусами, Кунгуров начинает с захвата в плен русских женщин Степаниды и Марфы Яшкиной. Отвратительный образ князька Мамтагира, издевательство над Степанидой, героизм Марфы, извещающей Сабурова о готовящемся против них походе тунгусов,— все чаще и чаще заставляют читателя со­ чувственно встречать известия о победах русских над туземньгми феодалами. Зака­ баляемые народные массы в повести от­ сутствуют, процесс превращения русского государства в тюрьму народов по суще­ ству обойден. И именно тем, что действовавшие на ис­ торической арене хищники заменены воль­ нолюбивыми идеализированными казака­ ми, можно объяснить схематичность, ху- „Ш О Р С К И Й В одном из писем в Сибирь А. М. Горь­ кий по поводу сибирского национального фольклора писал: «Все таки какие изум- рудины в восточном фольклоре!..» Со­ бирательница и составитель рецензируемо­ го тома шорского фольклора Н. П. Дырен- кова сообщает, что А. М. Горький «несмот­ ря на чрезвычайную перегруженность... на­ шел возможным ознакомиться с моими за­ писями и сделать ряд ценнейших замеча­ ний...» В книге «Шорский фольклор»1 мы еще и еще раз находим подтверждение изве­ стному высказыванию Горького: г «Шорский фольклор», изд. Академии Наук СОСР, 1940 г., стр. 446, тир. 800 экз., Ц. 18 р. дожественную неубедительность большин­ ства образов повести. Из казаков запоминается только Сабу­ ров. Вместо остальных действуют лишь имена и прозвища. Трудно сказать, чем от­ личаются братья Зазмановы от Пашки Ми­ нина или Соболиного дядьки. Еще более безлики казацкие жонки. Бледность и невыразительность образов подчеркивается и удивительным однообра­ зием языка персонажей. Почти всех дей­ ствующих лиц повести автор заставляет го­ ворить условным, стилизованным, насыщен­ ным архаизмами языком. И казака Пояркова: «•— Нарекаю тебя, Никита, ратным стра­ жем. Особливо хлебные и пороховые запа­ сы хорони». И царя Алексея Михайловича: «—Лажное писание, боярин, зрил я грека при полном носе»... И самого Сабурова: «—Крепость наша, Албазин именуемая, на даурской земле стоит — Даурам оие срам­ но и обидно!.. Не иначе войной пойдут... не устоять нам супротив многолюдной ра- ■и... Бросить крепость негоже и ущерб­ но!..» Даже сам автор временами начинает объ­ ясняться таким же стилизованным язы ­ ком: «Воевода речи Ярофея посчитал за бун­ тарские, своевольные, однако правеж за­ чинать страшился. Казаки сабуровские хо­ дили наеупившйись, жалобились на житье скудное, корм тощий». Указанные недостатки менее заметны в главах, посвященных путешествию Спафа- рия, которые значительно выше остальных как по исторической правдивости, так и по художественному уровню. Причина это­ го прежде всего в том, что в них автор менее произвольно относится к историче­ ским источникам, правильнб, умело исполь­ зуя и истолковывая-их. В. Соколова. ФО Л Ь К Л О Р " «Подлинную историю трудового народа нельзя знать, не зная устного народного творчества,.. От глубокой древности фольк­ лор неотступно и своеобразно сопутствует истории».1 Историю своей тяжелой беспросветной жизни шорский народ с древности запе­ чатлел в устных произведениях, передавав­ шихся из века в век, от поколения к по­ колению и все время пополнявшихся но­ выми думами, новым историческим содер­ жанием. Но и сейчас, в дни социалистиче­ ского расцвета Шорни, народ не забывает своей чудесной фольклорной традиции. Вы- сокапоэтическими песнями о родине, о но­ 1Доклад А. М. Горького на 1 съезде со­ ветских писателей. С и б . огни № 2. 19П . 9.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2