Сибирские огни, 1941, № 2
.лешем описания «первой части вселен- доой, именуемой Азия». На страницах своего дневника посол рассказывает и о Вели кой китайской стене, и о «малюткиных ножках» китайских женщин, и о полити ке иезуитов, укрепившихся при дворе бог- .дыхана, и о многом друшм,. В результате перед читателем очень ярко встает «Сре динное царство», нравы и обычаи китай ского двора, своеобразие политики китай ского правительства. Цельность образа Спафария несколько нарушается рассказом боярина Матвеева о его жизни до приезда в Россию. Не ве рится, что Спафарий был так «отменно лукав, хитер и злословен» и совершил все приписываемые ему преступления. Непонят но также почему об этом сообщает царю именно Матвеев, который выводится покро вителем ученого грека. Расширение территории и укрепление восточной границы русского государства •явилось следствием не только успехов рус ской дипломатии. Кунгуров совершенно /правильно уделяет большое внимание за воеванию даурских земель казаками, пока зывая двухсторонность единого процесса борьбы за Амур. Но если автор исторически правдиво и художественно-убедительно показывает побе ды русской дипломатии, то история за воевания даурских земель дается в по вести упрощенно. Безусловно, что русские завоеватели, — .а ими были и войска царского правитель ства и отряды, создаваемые по частной инициативе, — содействовали укреплению .русского государства. Судьба тунгусских и даурских племен была предопределена. Ок руженные крупными государствами, они -были лишены возможности развиваться са мостоятельно. Присоединение к централи зованной России было наименьшим злом по сравнению с воэможностыо подпасть .под власть раздираемого внутренними про тиворечиями Китая, который вскоре стано вится объектом колониального грабежа европейских стран. Но в то же время нель з я забывать, что процесс завоевания соп ровождался неслыханными издевательства ми над туземцами со стороны хищников, тянувшихся на восток за легкой нажи вой. Русские конквистадоры, однцм из кото рых являлся, например, богатый пашенный крестьянин Хабаров, на свои деньги сфор мировавший наемный отряд казаков, с ис ключительной жестокостью грабили тузем ные племена. Между тем они совсем не так выглядят в «Путешествии в Китай». Главный герой повести, казак Сабуров многим напоминает Ерофея Хабарова. Са буров как и Хабаров выходит на Амур по реке Олекме, строит крепость, борется с даурами и тунгусами. Однако, черты хищ- яика-завоевателя -почти совершенно отсут ствуют у Сабурова, что делает его совсем не похожим на свой исторический про образ. АЬтор, правда, не отрицает, что каза ками движет прежде всего стремление на житься. Вводя в повесть «соболиного лов ца» Ярофея Сабурова, Кунгуров показы вает, что заставляет его идти на черные воды — Амур: «На этой реке богатства несметны: соболи черной смоли кипучей с огненным отливом, злато, серебро, и ка менья драгоценные растут в норах во мно жестве, рыбы в реках, птицы в лесах столь несметно, что гибнут они за зря». Но одно временно автор на первых же страницах подчеркивает вольнолюбивоеть казака, вы нужденность его бегства на восток: «Словно комары едучие, надоедливо лез ли в голову думы. Гнал их Ярофей, тороп ливо отмахивался от них!, вспоминалось житье бескрылое, черным мохом поросшее. Свинья и от крапивы жиреет. А Ярофей за царский подарок, что ужалил спину и украсил ее сетью рваных рубцов, послал дорогой отдарок — охапку сухой соломы да блеск искры огневой. И полетела судь ба Ярофея по ветру, как дым по небу»... Стремясь оттенить бунтарский характер Сабурова и других участников его экспе диции, автор заставляет казаков высту пить в поход вопреки желаниям правитель ства. Между тем широко известно деятель ное участие русских воевод в организации походов на восток. Так по инициативе и на средства якутского воеводы была снаря жена экспедиция Пояркова на реки Зею и Амуо в 1643 г., якутский воевода Франц- беков вложил значительные средства в эк спедицию Хабарова 1649 г„ а при органи зации похода 1651 г. оказал ему военную помощь. Царское правительство всячески стремилось закрепить результаты завоева ний на востоке. С этой целью в 1654 г. был построен Нерчинский острог. Автор же «Путешествия в Китай» уси ленно отстраняет русское правительство от какого-либо участия в завоевании амурских земель. Вольному казаку Ярофею Сабурову про тивопоставляется царский воевода Петр Кранц. Он сажает под замок «беглого убой- цу Ярошку», пытается ограничить само управство казаков, тайно готовящихся к походу в неведомое царство Дауры. «Учи нив разбой и расправу» над нена 1 вистным воеводой, уходят казаки в поход. В даль нейшем заложенный Сабуровым острог Ал- базин становится местом притяжения всех обездоленных: «Слава прошла далекая о безе оеводекой, вольной и сытой жизни на Амур-реке; скопом тянулся к Ярофею Са бурову гулевой, босой, рваный люд»... Не типично и отношение со стороны правительства Алексея Михайловича и его воевод к организаторам Албазинского острога. Нерчинский воевода бросает в тюрьму казака Пашку Минина, привезше го для посылки в Москву «добра разного десять возков». Царь же, получив донесе ние воеводы Даршинокого и посла Спа фария о постройке Албазинского острога, ■принимает странное решение: «Пошли, боярин, двух гонцов скорых: од ного с грамотой смертной, а другого с гра мотой щедрой. Если гонец доставит смерт- ну грамоту наперед, быть тем грабежни- кам казненным, а ежели гонец со щедрой грамотой опередит, то Ярофея Сабурова
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2