Сибирские огни, 1941, № 2
утонченную поэтическую культуру Ирана, философское звучание арабской поэзии. В его диванах, написанных на узбекском язы ке, собраны все богатства мелодики, рит мики, поэтического словаря, все многообра зие кгшхотворных форм того времени. Здесь есть и мустазады и мухаммасы —. строфы, состоящие из пяти полустиший, и сакинамэ — вакхические песни, и меене- ви — двустишия и рубайят — четверости шия, и туюки, муаммы — строфы, заклю чающие игру слов, и шарады — и, нако нец, газели, расположенные таким образом, что рифмы следуют одна за другой в по рядке арабского алфавита. Орнаментальность и декоративность сво ей поэзии, богатство метафор он черпал из всех отраслей искусства и художествен ного ремесла своего времени: краски и об разы он заимствовал у миниатюриста, рез чика по камню, ткача, ковровщика, выши вальщика, садовника. Ювелир стиха, гра нильщик слова, художник рифмы внес в поэзию зрение живописца и слух музыкан та; и, в то же время, это — философ и мудрец, Поэт больших мыслей и глубо ких страстей, проникнутый любовью и к прекрасному саду мира, и к его обитате лям. Так вошел Навои, как равный среди равных, в круг великих лириков Ирана: Омар Хайяма, Хафеза, Саади, Абдуррах- мана Джами. Над «Буетаном», где дали обильный плод семена его мысли, он трудился всю золо тую осень своей жизни. Им была создана своеобразная энциклопедия его эпохи, — адауки, философии, религии, литературы и искусства. В наследии Навои есть трактаты фило софско-исторические, замечательные глуби ной идей, смелостью дерзаний и беспощад ной честностью мыслителя, эрудицией муд реца и широкой терпимостью гуманиста. Это — «Собрание выдающихся людей» (90-е гг.), биографии знаменитых поэтов, ученых и историков иранских и узбекских, вместе с книгой о поэте Абдуррахмане Джами «Пять удивительных встреч» (1493— 1494 гг.) составляющие своеобразного средне-азиатского Базари, «Веяние любви» (1496 г.) — жизнеописание знаменитых дер вишей, восточная «Золотая легенда», раз растающаяся в историю и теософию суфиз ма и других мистических течений в фило софии Востока. «История Иранских ша хов», обширный овод произведений лето писцев и историков, история всех народов и стран иранского мира, памятник иранской культуры; попытка создать в прозе творе ние, подобное тому, что совершил в поэ зии гений Ирана, Фирдоуси. Есть у Навои и другие трактаты, ды шащие гражданской скорбью, гневом и болью, пламенеющие политическими стра стями и воинствующей еретической мыслью, исполненные жаждой социальной справед ливости и любовью к своему народу. Го лос бойца и трибуна слышится в этих ве щах, написанных, буквально, «кровью серд- ща». Таков, например, «Опор о двух язы ках» (1499 г.), восточный двойник дантов- ■ского трактата «О народной речи», напи санный в защиту национального языка и культуры и имевший огромное историче ское значение для строительства националь ной культуры Узбекистана. «О ритме сти хов» —• воинствующий манифест молодой узбекской поэзии, как течения новаторско го и еретического, борющегося против ка нонов классической иранской литературы. «Язык птиц» ((1498—99 гг.) — острый поли тический памфлет в форме философско- аллегорической о борьбе партий при дво ре тимуридов, проникнутый едкой социаль ной сатирой. «Возлюбленный сердца» (1500 г.), плод глубокой старости Навои, некое поэтическое обобщение всего его бо гатейшего жизненного опыта. Это — пла менная проповедь борьбы с тиранией, взы вающая к великим идеям и социальным чаяниям узбекского народа, веками боров шегося с хищниками и угнетателями. Но крупнейшим творением Навои остает ся «Хамсэ» («Пятерица»), Здесь Навои пе рекликается вновь. с мастерами европейско го Ренессанса, Эти поэмы пронизаны тем же (Солнечным мироощущением, радостным и торжествую щим гуманизмом, .гордым самоутверждени ем личности, освобожденной от оков свет ского и духовного гнета и преклонения пе ред мощью человеческого разума, горя чей любовью к миру и человеку; они про никнуты теми же идеалами, философскими, эстетическими, политическими и ■моральны ми, что воодушевляли крупнейших худож ников Возрождения. Так, в «Лейли и М-еджнун» (1484 г.), классической восточной легенде о двух влюбленных, Навои проповедует свободу любви, порвавшей узы феодальных тради ций, свободу мятежной еретической мыс ли, историческую правоту бунтаря, бросаю щего вызов обществу и взрывающего са мые основы его одряхлевшей, мертвой мо рали. В «Сабаи Сайяра» («Семи планетах». 1484 г.), этом авантюрном романе в сти хах, рассказывающем о приключениях иран ского Сарданапала, шаха Бехрам Гура, — Навои восстает против национальной и ре лигиозной вражды и провозглашает брат ство народов, всемирное гражданство лю дей (мысли и творчества, единство миро вой культуры. В «Садди Искандери» («Сте на Александра»), легендарной истории по ходов Александра Македонского, перера стающей в социальную утопию, — поэтом создан образ «просвещеннюго государя», фи лософа на троне, носителя государствен ного разума, гения народного. В поэме «Хайратуль Абрар» («Изумление благих»), сборнике афоризмов и притч, составляю щих своеобразный кодекс общественно-по литической морали, исповедуется, правда, еще в очень туманной и приглушенной форме, знаменитый принцип народоправ ства, верховного суверенитета народа. Здесь Навои выступает не только как фи лософ-дидактик и моралист, как сатирик- обличитель, бичующий шахов и султанов, эмиров и беков, но и как социальный ре форматор, стремящийся к переустройству общества в духе начал разума, справедли вости и блага народного.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2