Сибирские огни, 1941, № 2
щей своих путей в литературу — рас сматриваться как стимул к дальнейшему движению вперед, к реализации историче ской миссии советской литературы. «Многое дано советскому искусству, но еще большие требования вправе предъ являть к нему советское правительство, большевистская партия. В особенности это относится в литературе, ибо советские писатели, продолжая лучшие традиции русской и мировой литературы, имеют в прошлом такие классические образцы в России, как Пушнин, Лермонтов, Толстой, Горький, Маяковский. Нашим писателям дана возможность воздействовать на мил лионные массы произведениями своего ху дожественного творчества». («Правда»). Действительно советская литература еще далеко не оплатила того великого внимания и заботы, какие проявляют к ней парод, партия, государство. Среди удостоенных Сталинских премий произведений нашей литературы большин ство пока остается за произведениями, на писанными на материале истории. Задачи советской литературы исключи тельно широки и глубоки., Советская лите ратура призвана показать целую эпоху в истории человечества и образ нового чело века —-борца, строителя нового комму нистического общества. А это ведь новый герой в литературе, новый образ, и он требует новых красок, новых выразитель ных средств от художника. Изображая жизнь н героев правдиво, со ветский писатель вместе с тем должен найти новые, до него еще не открытые художественные средства для облечения идей в образную ткань. Так вошли в лите ратуру зачинатели социалистического реа лизма Горький и Маяковский, такой путь еще лежит перед новыми поколениями со ветских писателей. В основе же образа нового героя литературы — советского че ловека лежит с о з и д а т е л ь н ы й , о с о з н а н н ы й , г е р о и ч е с к и й т р у д, — г л у б о ч а й ш и й и с т о ч н и к в с е г о н о в о г о в и с т о р и и. А именно здесь советской литературе еще предстоит ска зать свое слово. Произведений о коллек тивном социалистическом труде, о трудо вом воспитании советского человека — творца невиданных в истории человече ства чудес, — начиная от грандиозных со оружений эпохи, кончая неслыханными трудовыми рекордами стахановцев, — та ких произведений в нашей литературе еще мало и лишь немногие из них могут быть признаны достойными прототипа ли тературных героев — советского челове ка. Сталинские премии требуют от совет ской литературы глубоко идейного отра жения жизни и движения к новым верши нам мастерства. В дни, когда почти весь мир охвачеи войной, когда наша страна ценою герои ческих усилий стоит на страже мира, но готова в любым грозпьм неожиданно стям — как в эти дни необходимы произ ведения, которые бы накаляли сердца мил лионов читателей боевой решимостью, волей к подвигу и самоотверженному слу жению родине! Таких произведений в нашей литерату ре еще мало. И как правильно в одном из своих выступлений отметил А. Фадеев, многие произведения литературы на обо ронные темы страдают легким, неглубоким подходом к изображению войны, не рас крывают всей глубины этой темы. Главное в литературе — изображение человека, человеческих переживаний а поступков. Это, конечно, относится и к произведениям о войне — и здесь остает ся главным — человек. Почему до сих пор не перестают нас волновать и многому учить выдающиеся произведения о гражданской войне — «Ча паев» Фурманова, «Бронепоезд» Иванова, «Железный поток» Серафимовича и дру гие? Потому, что в этих произведениях пока зано ф о р м и р о в а н и е н о в ы х ч е л о в е ч е с к и х х а р а к т е р о в в о г н е г р а ж д а н с к о й в о й н ы . А во многих современных произведениях (например многочисленных рассказах о раз громе белофиннов в 1940 г.) герои берут ся какими-то «готовыми», зачастую напи санными по дурному стандарту. Присуждение премий за выдающиеся произведения советской литературы по следних лет требует от всех писателей чуткой отзывчивости на все волнующие наш народ события современности и вме сте с тем глубокого проникновения в жизненную суть происходящих процес сов! Сталинские лауреаты — наиболее та лантливейшая, передовая часть нашей со ветской интеллигенции. Но дело не только в одаренности. Дело в том, что на примере любого из сталинских лауреатов можно видеть, сколько надо ра ботать талантливому человеку над совер шенствованием своего таланта, чтобы до-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2